СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Орфоэпия»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Орфоэпия»

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

                                                        Ход урока

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова сотрудничать с вами. Удачи!

(Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение)

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Орфоэпия»»

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Орфоэпия»



  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Ход урока


- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова сотрудничать с вами. Удачи!

(Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение)


Девиз урока

Ошибок не пугайся,
С ошибками справляйся!

- Как вы понимаете это выражение? (Если сейчас учиться грамоте, пригодится во всей жизни)

- Действительно, русский язык- сложный предмет, но очень нужный. Мы учимся грамотно писать, говорить, правильно строить предложения. На уроке мы работаем засучив рукава.

- Как еще мы будем работать? В ответах используйте фразеологизмы. (не разлей вода, не будем бить баклуши, зарубим на носу)


  1. Актуализация знаний. (5 минут)


Работа в тетрадях.

- Откройте тетради, запишите число тринадцатое декабря, классная работа.

Комментирует Камил.


Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом (Повторить все изученные правила)




Работа с артикуляцией (скороговорка): (читает учитель; читаем вместе с учениками, увеличивая темп произношения; читаем по одному.)

На слайде скороговорка.

В декабре все деревья в серебре.

- Перепишите скороговорку, соблюдайте каллиграфию.




  • Найдите в скороговорке согласный звонкий непарный, мягкий непарный, сонорный звук [ й ]

  • Найдите согласный звук, мягкость которого обозначена мягким знаком. [ в']

  • Найдите сонорный дрожащий звук, встречающийся в скороговорке. [ р ]

  • Найдите согласный звук, с которым происходит оглушение. [ в ]

- Проверьте работу соседа. Оцените.




  1. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое орфоэпия.



-Ребята, сегодня мне принесли письмо от Пети Ошибкина. У всех на партах лежат карточки. Прочитайте отрывок из стихотворения. (на экране)

Рассказ школьного портфеля.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрыт магАзин на обед…»

«Хозяйка моет стаканЫ…»

«Секёт свеклУ…»

«Пекёт блины…»

И до меня дошёл черёд:

Портфель он «пОртфелем» зовёт.

Но мне не зря родную речь

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут ПетЯ.

( Ю.Тимянский)


- Что вы заметили? Есть затруднение? Можно ли решить эту проблему?

- Значит, Петя Ошибкин допустил ошибки в речи. У него речь неправильная. Он не знает чего? (правила)


Правильную речь изучает раздел науки о языке «орфоэпия»



- Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке – «Орфоэпия».

Запишем тему в тетрадях.


Формулирование цели и учебной задачи учащихся (3 минуты):

  1. Какую цель поставим на сегодняшний урок: научиться не допускать в своей речи ошибки или выяснить, какие ошибки допускаем в своей речи.

  2. Какие учебные задачи вы должны поставить перед собой?

  • Работать в коллективе, группе.

  • Распределить обязанности.

  • Поработать с материалом, предложенным учителем.

  • Выполнить работу в учебнике.

  • Сформулировать правила.

  • Представить результат своей работы.

  • Понаблюдать за речью друг друга при устных ответах, в процессе общения.

  • Оценить работу друг друга.

  • Как вы думаете, что такое «орфоэпия»?

Давайте посмотрим в учебнике определение данного слова?


4.Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию


Обращение к теоретическому материалу.


- Откройте страницу 144 и прочитайте определение термина “орфоэпия”. (Чтение определение.

- Что такое орфоэпия?, А разве нельзя говорить так, как хочется? Быть может нам не нужны правила? (“Орфо” - правильный, “эпос” - речь. Правильная речь.


Правила необходимы, иначе мы перестанем понимать друг друга

- А кто создает правила произношения? (ученые - языковеды).


2. К сожалению, часто мы не знаем,  как правильно произносить слово, особенно иноязычное, поэтому существуют специальные словари, орфоэпические словари, в которых указано как произносить то или иное слово, не нужно стесняться заглядывать в них.


Знакомство с « Орфоэпическим словарём русского языка» под ред. Р.И.Аванесова

Работа с учебником. 

- В нашем с вами учебнике тоже есть маленький орфоэпический словарик, он находится на страницах 173- 174 «Произноси правильно». Откройте его. Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре?

- Внимательно рассмотрите словарную статью из орфоэпического словаря. Обратите внимание на пометы около слов ( учитель объясняет значение помет).

- Запишите в тетрадь 2 примера из словарной статьи с пометами ( ученики записывают одну статью).


    1. Физкультминутка.

Зимушка-зима

Здравствуй Зимушка-зима!           (кланяемся)
Что в подарок принесла?          (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,         (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый                     (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,       (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!             (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)



    1. Закрепление изученного материала.

Отгадайте загадку.

Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный замок,
И появился маленький замок.

- Кто этот шутник, ребята? (Ударение)

Работа в группах.

Вспомним правила работы в группе.

Определите правильный вариант произношения следующих слов:

квартал, досуг, средства, щавель, километр, звонит, силос, избалованный, скучный, чтобы, музей, кашне.

Ребята, в задании что вы заметили? (есть слова c неправильным произношением и неправильным ударением в словах.

Ребята, могут быть ошибки в произношении некоторых звуков и в постановке ударения.


Звуки Ч и Щ всегда произносятся мягко.

Звуки Ж и Ш, напротив, всегда произносятся твердо.

Сочетание чн произносится как ш.; чт – ш.

Выборочный диктант.


А сейчас проведем выборочный диктант. Я буду читать предложения, а вы внимательно прослушав, выпишите слово с неправильным произношением


Сегодня пойду в магАзин за тортАми. Он мне позвОнит. На уроке русского языка мы повтОрим правила». Ну, чё смотришь?


Работа в паре.

- Составьте предложения с заданными словами по упражнению 316.



Словарная работа.

А сейчас настало время для словарной работы. На стр.145  в рамочке представлены слова с непроверяемыми безударными гласными, запишите их  в свои словарики  и запомните их написание.



7. Рефлексия.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Что вы узнали?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Выберите смайлик, если вы хорошо поняли, то поднимите желтый цвет, если не все было понятно синий, а если ничего не поняли, поднимите красный цвет.

7.Домашнее задание.

Изучить §62, выполнить упр.319 (по словарю)

Задание по индивидульным карточкам. Произношение рифмованных слов легче запоминается. Подберите к данным словам рифму и запомните ударение в них.

Образец: столЯр-малЯр

ДоговОр –

КаталОг –

облегчИть –

звонИт –

докумЕнт –

щавЕль -



9. Подведение итогов урока и выставление оценок.

Всем спасибо за интересный урок, вы все хорошо потрудились , узнали много нового на уроке и обогатили свой багаж знаний. Надеюсь. Что теперь вы все слова будете произносить правильно. До свидания.