Жизнь в полярных поясах и в океане.
Цель урока: создать условия для формирования знаний о разнообразии жизни на Земле, природных зонах, животном и растительном мире полярных поясов и океанов;
способствовать приобретению и развитию умений работать с различными источниками информации; воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник для 5 класса, автор А.А.Летягин, издательство "Вентана Граф", атласы, рабочие тетради.
Используемая методическая литература:
Энциклопедии, учебники, атласы, рабочие тетради.
Используемое оборудование:
Карта полушарий, карточки с заданиями.
Краткое описание: Планируемые результаты:
Предметные- различать; объекты биосферы разных природных зон и правильно называть их; объяснять существенные признаки понятий: ;тундра;, ;арктические пустыни;, антарктические пустыни;птичьи базары, фитопланктон; - устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира полярных областей и различных слоев океана.
Личностные - отбирать источники информации для нахождения объектов биосферы полярных поясов и условий жизни в океане; приводить примеры биологических объектов полярных областей и океанов; производить исследования условий глубин океана;- осознавать значимость; географических знаний для современного человека.
Метапредметные; выделять существенные признаки, понятия;- уметь находить в различных источниках и анализировать информацию о растительном и животном мире полярных областей и океанов;- составлять описание различных слоев и зон океана; - использовать приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира.
Структура и ход урока:
1. Организационный этап: (2 мин.)
Приветствие учащихся.
Настрой на урок. Поделись своей добротой.
Учитель. Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра, мира, радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых дел.
Прикоснись ко мне добротой, и усталость смоет волной,
И печаль обойдет стороной, озарится душа красотой.
Вы готовы к новым открытиям, взаимопомощи, к высоким достижениям!
Проверка домашнего задания.
1.Какой тепловой пояс мы с вами исследовали на прошлом уроке?
2.Какие природные зоны расположены в умеренном тепловом поясе?
3.Расскажите особенности степной зоны, лиственных лесов, тайги.
2.Мотивирующий этап: (3 мин.)
Работа с картой.
Учитель: Взгляните, вверху там, где северный полюс,
Вы сразу холодный увидите пояс.
А что означает пояс холодный?
Там климат суровый и жутко коварный.
Холодные ветры летят как ножи,
И мерзнут медведи и даже моржи.
-Ребята, о каком поясе идет речь? (о полярном). С чем вы не согласны в данном стихотворении? (белые медведи и моржи не мерзнут).
Почему пояс назвали полярным?
Как Вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня?
На какие вопросы нам с вами предстоит ответить? (ученики записывают в тетради тему урока).
3. Первичное усвоение знаний. (22 мин.)
Задание 1. Работа с картой.
1.Назовите природные зоны, входящие в полярный пояс.
2. На каких материках находятся данные природные зоны?
А́рктика — единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами.
Анта́рктика (вместе с Субантарктикой) — это южная полярная область земного шара. Включает Антарктиду и прилегающие к ней острова .
Задание4 . Работа в парах.
Используя знания, полученные на уроке, заполните таблицу:
Признаки | Тундра | Арктические пустыни | Антарктические пустыни |
1.Условия: освещенность, температура, наличие влаги | | | |
2.Приспособления растений и животных | | | |
3.Примеры растений | | | |
4.Примеры животных | | | |
Задание 2.
Почему эти природные зоны называют «пустынями»?
Почему здесь преобладают хищники?
Почему медведь «белый» круглый год.
Учитель: Обратите внимание, что океаны тоже входят в тепловые пояса. В океанах тоже существует растительный и животный мир? В зависимости от глубины, отдаленности от побережий жизнь в океане происходит различия в растительном мире?
Какие причины способствуют разнообразию жизни в океане?(Условия: температура, давление, освещение, питательные вещесва).
Задание 3. Школа географа-следопыта. Работа в группах. Заполнить таблицу:
Слои океана | Условия обитания | Животные | Растения |
Поверхностный слой | | | |
Средний слой | | | |
Глубинный слой | | | |
Задание 4. Закрепление
1.Перечислите природные условия, характерные для тундры.
2.Почему животный мир тундры, несмотря на суровые климатические условия, довольно разнообразен?
3.Почему говорят: «Грибы в тундре выше деревьев»?
4.Назвать главные причины разнообразия жизни в океане.
5.Почему в глубинном слое обитает в 10 раз больше животных, чем в поверхностном.
4.Расставьте цифры к природным зонам:
А - Арктические пустыни; Б - Антарктические пустыни В-тундра
1) находятся на островах Арктики;
2) находятся в Антарктиде;
3) температура воздуха зимой- -40 градусов, летом-0 градусов;
4) в течение года покрыты снегом и льдом;
5) растут лишайники, мхи;
6) растут лишайники, мхи, красные и зеленые водоросли;
7)обитают животные: морские птицы, пингвины;
8) обитают животные: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, морские птицы.
Блицтурнир.(3 мин.)
Антарктические пустыни находятся в_________ полушарии.
______ и ________ находятся в северном полушарии.
В тундре полностью отсутствуют _______________ животные.
В течение года арктические и антарктические пустыни покрыты _________ и _________.
Пингвины обитают в _________пустынях.
Разнообразие видов в океане _________ по мере удаления от экватора.
Океаны являются____________ нашей планеты и требуют __________ отношения.
Подведение итогов занятия
7. Домашнее задание. Параграф 23.
Задание 6 на с.143. Школа географа – следопыта.
Составить кроссворд по теме параграфа 23. На оценку «5» – 15 слов, на «4»- 10-12 слов.
Расставьте цифры к природным зонам:
А - Арктические пустыни; Б - Антарктические пустыни В-тундра
1) находятся на островах Арктики;
2) находятся в Антарктиде;
3) температура воздуха зимой- -40 градусов, летом-0 градусов;
4) в течение года покрыты снегом и льдом;
5) растут лишайники, мхи;
6) растут лишайники, мхи, красные и зеленые водоросли;
7)обитают животные: морские птицы, пингвины;
8) обитают животные: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, морские птицы.
Расставьте цифры к природным зонам:
А - Арктические пустыни; Б - Антарктические пустыни В-тундра
1) находятся на островах Арктики;
2) находятся в Антарктиде;
3) температура воздуха зимой- -40 градусов, летом-0 градусов;
4) в течение года покрыты снегом и льдом;
5) растут лишайники, мхи;
6) растут лишайники, мхи, красные и зеленые водоросли;
7)обитают животные: морские птицы, пингвины;
8) обитают животные: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, морские птицы.
Расставьте цифры к природным зонам:
А - Арктические пустыни; Б - Антарктические пустыни В-тундра
1) находятся на островах Арктики;
2) находятся в Антарктиде;
3) температура воздуха зимой- -40 градусов, летом-0 градусов;
4) в течение года покрыты снегом и льдом;
5) растут лишайники, мхи;
6) растут лишайники, мхи, красные и зеленые водоросли;
7)обитают животные: морские птицы, пингвины;
8) обитают животные: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, морские птицы.