СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Жизнь в полярных широтах"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:   создать условия для формирования  знаний о разнообразии жизни на Земле, природных зонах, животном и растительном мире полярных поясов и  океанов;

способствовать приобретению и развитию умений работать с различными источниками информации; воспитывать бережное отношение к природе.

            Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник для 5 класса, автор А.А.Летягин, издательство "Вентана Граф", атласы, рабочие тетради.

 Используемая методическая литература: 

Энциклопедии, учебники, атласы, рабочие тетради.

 Используемое оборудование: 

Карта полушарий, карточки с заданиями.

Краткое описание: Планируемые результаты:

Предметные- различать; объекты биосферы разных природных зон и правильно называть их; объяснять существенные признаки понятий: ;тундра;, ;арктические пустыни;, антарктические пустыни;птичьи базары, фитопланктон; - устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира полярных областей и различных слоев океана.

Личностные - отбирать источники информации для нахождения объектов биосферы полярных поясов и условий жизни в океане; приводить примеры биологических объектов полярных областей и океанов; производить исследования условий глубин океана;- осознавать значимость; географических знаний для современного человека.

Метапредметные; выделять существенные признаки, понятия;- уметь находить в различных источниках и анализировать информацию о растительном и животном мире полярных областей и океанов;- составлять описание различных слоев и зон океана; - использовать приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Жизнь в полярных широтах"»

Жизнь в полярных поясах и в океане.

Цель урока: создать условия для формирования знаний о разнообразии жизни на Земле, природных зонах, животном и растительном мире полярных поясов и океанов;

способствовать приобретению и развитию умений работать с различными источниками информации; воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

Учебник для 5 класса, автор А.А.Летягин, издательство "Вентана Граф", атласы, рабочие тетради.

Используемая методическая литература:

Энциклопедии, учебники, атласы, рабочие тетради.

Используемое оборудование:

Карта полушарий, карточки с заданиями.

Краткое описание: Планируемые результаты:

Предметные- различать; объекты биосферы разных природных зон и правильно называть их; объяснять существенные признаки понятий: ;тундра;, ;арктические пустыни;, антарктические пустыни;птичьи базары, фитопланктон; - устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира полярных областей и различных слоев океана.

Личностные - отбирать источники информации для нахождения объектов биосферы полярных поясов и условий жизни в океане; приводить примеры биологических объектов полярных областей и океанов; производить исследования условий глубин океана;- осознавать значимость; географических знаний для современного человека.

Метапредметные; выделять существенные признаки, понятия;- уметь находить в различных источниках и анализировать информацию о растительном и животном мире полярных областей и океанов;- составлять описание различных слоев и зон океана; - использовать приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира.

Структура и ход урока:

1. Организационный этап: (2 мин.)

Приветствие учащихся.

Настрой на урок. Поделись своей добротой.

Учитель. Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра, мира, радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых дел.

Прикоснись ко мне добротой, и усталость смоет волной,

И печаль обойдет стороной, озарится душа красотой.

Вы готовы к новым открытиям, взаимопомощи, к высоким достижениям!

Проверка домашнего задания.

1.Какой тепловой пояс мы с вами исследовали на прошлом уроке?

2.Какие природные зоны расположены в умеренном тепловом поясе?

3.Расскажите особенности степной зоны, лиственных лесов, тайги.

2.Мотивирующий этап: (3 мин.)

Работа с картой.

Учитель: Взгляните, вверху там, где северный полюс,

Вы сразу холодный увидите пояс.

А что означает пояс холодный?

Там климат суровый и жутко коварный.

Холодные ветры летят как ножи,

И мерзнут медведи и даже моржи.

-Ребята, о каком поясе идет речь? (о полярном). С чем вы не согласны в данном стихотворении? (белые медведи и моржи не мерзнут).

Почему пояс назвали полярным?

Как Вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня?

На какие вопросы нам с вами предстоит ответить? (ученики записывают в тетради тему урока).

3. Первичное усвоение знаний. (22 мин.)

Задание 1. Работа с картой.

1.Назовите природные зоны, входящие в полярный пояс.

2. На каких материках находятся данные природные зоны?

А́рктика — единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами.

Анта́рктика (вместе с Субантарктикой) — это южная полярная область земного шара. Включает Антарктиду и прилегающие к ней острова .

Задание4 . Работа в парах.

Используя знания, полученные на уроке, заполните таблицу:

Признаки


Тундра


Арктические пустыни


Антарктические пустыни


1.Условия:

освещенность,

температура,

наличие влаги





2.Приспособления растений и животных





3.Примеры растений





4.Примеры животных





Задание 2.

Почему эти природные зоны называют «пустынями»?

Почему здесь преобладают хищники?

Почему медведь «белый» круглый год.

Учитель: Обратите внимание, что океаны тоже входят в тепловые пояса. В океанах тоже существует растительный и животный мир? В зависимости от глубины, отдаленности от побережий жизнь в океане происходит различия в растительном мире?

Какие причины способствуют разнообразию жизни в океане?(Условия: температура, давление, освещение, питательные вещесва).

Задание 3. Школа географа-следопыта. Работа в группах. Заполнить таблицу:

Слои океана


Условия обитания

Животные


Растения


Поверхностный слой





Средний слой





Глубинный слой







Задание 4. Закрепление

1.Перечислите природные условия, характерные для тундры.

2.Почему животный мир тундры, несмотря на суровые климатические условия, довольно разнообразен?

3.Почему говорят: «Грибы в тундре выше деревьев»?

4.Назвать главные причины разнообразия жизни в океане.

5.Почему в глубинном слое обитает в 10 раз больше животных, чем в поверхностном.

4.Расставьте цифры к природным зонам:

А - Арктические пустыни; Б - Антарктические пустыни В-тундра

1) находятся на островах Арктики;

2) находятся в Антарктиде;

3) температура воздуха зимой- -40 градусов, летом-0 градусов;

4) в течение года покрыты снегом и льдом;

5) растут лишайники, мхи;

6) растут лишайники, мхи, красные и зеленые водоросли;

7)обитают животные: морские птицы, пингвины;

8) обитают животные: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, морские птицы.

Блицтурнир.(3 мин.)

Антарктические пустыни находятся в_________ полушарии.

______ и ________ находятся в северном полушарии.

В тундре полностью отсутствуют _______________ животные.

В течение года арктические и антарктические пустыни покрыты _________ и _________.

Пингвины обитают в _________пустынях.

Разнообразие видов в океане _________ по мере удаления от экватора.

Океаны являются____________ нашей планеты и требуют __________ отношения.

Подведение итогов занятия

7. Домашнее задание. Параграф 23.

Задание 6 на с.143. Школа географа – следопыта.

Составить кроссворд по теме параграфа 23. На оценку «5» – 15 слов, на «4»- 10-12 слов.



Расставьте цифры к природным зонам:

А - Арктические пустыни; Б - Антарктические пустыни В-тундра

1) находятся на островах Арктики;

2) находятся в Антарктиде;

3) температура воздуха зимой- -40 градусов, летом-0 градусов;

4) в течение года покрыты снегом и льдом;

5) растут лишайники, мхи;

6) растут лишайники, мхи, красные и зеленые водоросли;

7)обитают животные: морские птицы, пингвины;

8) обитают животные: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, морские птицы.

Расставьте цифры к природным зонам:

А - Арктические пустыни; Б - Антарктические пустыни В-тундра

1) находятся на островах Арктики;

2) находятся в Антарктиде;

3) температура воздуха зимой- -40 градусов, летом-0 градусов;

4) в течение года покрыты снегом и льдом;

5) растут лишайники, мхи;

6) растут лишайники, мхи, красные и зеленые водоросли;

7)обитают животные: морские птицы, пингвины;

8) обитают животные: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, морские птицы.

Расставьте цифры к природным зонам:

А - Арктические пустыни; Б - Антарктические пустыни В-тундра

1) находятся на островах Арктики;

2) находятся в Антарктиде;

3) температура воздуха зимой- -40 градусов, летом-0 градусов;

4) в течение года покрыты снегом и льдом;

5) растут лишайники, мхи;

6) растут лишайники, мхи, красные и зеленые водоросли;

7)обитают животные: морские птицы, пингвины;

8) обитают животные: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, морские птицы.