Оргмомент
Здравствуйте уважаемые коллеги!
“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации работа по формированию функциональной грамотности у учащихся..
Задачи:
- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
- прокомментировать эффективность применения данных приемов;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА
1. Мотивация учения.
2. Постановка педагогической проблемы.
3. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
4. Подведение итогов мастер-класса.
5. Рефлексия.
Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими задачами» и прочими мудреными словами.
Для меня функциональная грамотность это:
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель
Лейка — учитель, для того, чтобы поливать,
должен постоянно учиться .
3..Формирование групп
4.Работа по картине
Посмотрите на картину в целом. Подумайте, какое
она передаёт ощущение.
Можно ли сказать, что название картины точно передаёт ощущение от картины, выражает впечатления автора?
- Выбери подходящее высказывание или придумай своё.
Картина вызывает ощущение……
(спокойствия, праздника, уюта, бодрой радости, ясности, мягкости и воздушности, морозного дыхания русской зимы, праздника, зимней нарядности, сказочности русского старинного города), которое исходит от художественного образа морозного дня.
Извлекаем информацию из картины.
По каким приметам можно судить, что день морозный?
Быстро ли едут сани?
За счет чего создается ощущение праздничного настроения?
Докажите ,что события картины уносят нас в прошлое?
5.Прием « Мозаика»
Приём «Мозаика универсален, его можно использовать на любых учебных предметах и на всех ступенях: как в начальном, так и в старшем звене.
План сочинения
Вступление:
справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);
Основная часть (описание картины):
сюжет картины;
описание переднего и заднего планов;
описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
детали;
цветовая гамма;
роль и используемые художником средства выражения.
Заключение:
собственное мнение о картине;
общий анализ и описание того, что хотел сказать автор
6. Физминутка. Обводим левую руку.
Раздается разрезанный текст.Востановление
Проверка. Чтение первого предложения 1 части. Просмотр на слайде И далее 2,3 и 4 части.
Борис Кустодиев Морозный день
Живописец изобразил небольшой городок. Стоит невероятно ясный морозный день. На первом плане мы видим дворника, который подметает снег. Слева мчатся сани. Зритель чувствует дыхание русской зимы и жжение озорного мороза. Именно таков уклад русского быта, который Кустодиев изобразил с невероятным мастерством
Художник использовал на картине невероятно яркие краски. Порой даже кажется, что они слегка неестественны. Зритель не просто видит, он практически осязает этот характерный для зимы солнечный день. Насколько богата палитра такого морозного дня. Это полотно создает максимально радостное настроение.
В, казалось бы, достаточно повседневной картине сокрыто много действительно великолепного. Чтобы его увидеть, нужно быть настоящим мастером. Но еще большим умением нужно обладать, чтобы не просто запечатлеть его на картине, но и передать общее настроение и замысел зрителям.
Картина не просто статична. Мы ощущаем необыкновенный ее динамизм. Именно это движение передает тройка, которая задорно мчится по улице небольшого зимнего городка. Я глядя на эту картину заряжаюсь её энергией. Мне хочется радоваться жизни, делать что то прекрасное. Картина вызывает желание жить.
5. Приём «Тонкие и толстые вопросы»
способ организации взаимопроверки понимания текста.
«Тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ ДА или НЕТ и целиком основан на тексте.
«Толстый» вопрос проблемный, требует глубокого осмысления и основан на собственных размышлениях.
6. Составление хокку
7. Рефлексия БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в
своей деятельности.
СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации
БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю
Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению
8. Мои пожелания