Тема занятия: Заповедные места Донецкого региона. Экскурсия в заповедник.
Цель урока: 1) дать информацию о Красной книге Донбасса , охраняемых ею растениях и животных, расширить представления детей о заповедных местах Донецкого региона;
2) продолжить формирование навыков работы с интернет-ресурсами и поиска необходимой информации, умений выбирать главное в найденном материале, делать выводы, размышлять, развивать память, внимание и мышление;
3) воспитывать чувство гордости за свою малую родину, любви к родной природе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: виртуальная экскурсия по заповедным местам Донецкого региона
Оборудование: видеоролики из YouTube о заповедниках, заказниках и региональных ландшафтных парках Донецкого края, пейзажи Хомутовской степи, Великоанадольского леса, изображения растений и животных из Красной книги Донбасса
Ожидаемые результаты: после урока у учащихся разовьется интерес к заповедным местам региона, чувство ответственности за сохранение природного богатства родной земли.
ХОД УРОКА
Организация учебной деятельности. Мотивация
Учитель: Здравствуйте! Сегодня замечательный день! Посмотрите в окошко: как ярко светит солнышко, в какие роскошные зеленые одеяния оделись деревья! Улыбнемся же сегодняшнему дню, улыбнемся друг другу и в хорошем настроении примемся за работу!
Актуализация знаний. Ознакомление с темой урока, постановка целей
Степь донецкая без края,
Чебрецы да ковыли…
Я люблю тебя, родная,
И в тюльпанах, и в пыли…
Павел Беспощадный
Учитель: Скажите, о чем мы с вами сегодня будем говорить? ( ответы детей, слайды 1- 5). Да, темой сегодняшнего нашего урока является великолепная природа нашей Родины. Вы на других уроках уже получили некоторые знания о ней, поэтому я предлагаю вам в своей тетради в первой колонке таблички записать 2-3 предложения о том, что же вы об этом знаете. В конце урока во второй колонке вы отметите, что узнали на сегодняшнем занятии, а в третьей - что еще хотите узнать (дети выполняют задание). Затем 2-3 человека зачитывают написанное.
Основная часть урока.
А) Красная книга.
Учитель: В природе существуют сотни тысяч видов растений и животных, но не все они долго живут. По разным причинам насчитываются тысячи видов уже исчезнувших или находящихся на грани исчезновения. С этим и решили бороться защитники природы, создавшие в 1948 году Международный союз охраны природы. С 1966 года он стал издавать Красную книгу ( слайд 6).
Беседа: почему она так называлась? Какие данные туда вносились? Почему некоторые растения и животные могут исчезнуть?
Интересный факт: первым животным, внесенным в Красную книгу, была морская корова (слайд 7).
В 1996 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка была красной, а странички – разноцветные (слайд 8).
Сначала шли черные страницы: на них записаны те растения и животные, которые уже исчезли совсем. На красных страницах записаны очень редкие виды, которые могут исчезнуть в самые ближайшие годы и требуют специальных мер охраны и восстановления. На желтых страницах книги напечатаны сведения о видах, численность которых пока не критична, но постоянно сокращается, то есть виды могут «переселиться» на красные страницы. На серых страницах записаны названия тех животных и растений, которые до сих пор мало изучены, вероятно находятся на грани исчезновения, места их обитания труднодоступны или точно не установлены. На белых страницах говорится о видах, редких на Земле, которые живут на ограниченных территориях. И, наконец, на последних – зеленых - страницах записаны те виды, которые удалось спасти от вымирания и падение численности которых приостановлено.
Кроме Международной Красной книги существуют и национальные, и региональные Красные книги. Есть такая книга и у Донбасса. Какие же растения и животные нашего края внесены в его Красную книгу? Сообщения учащихся (они на предыдущем уроке получили опережающее задание подготовить материал на эту тему и сейчас делятся найденной информацией с одноклассниками).
Дополнительная информация:
В 2011 году натуралисты выпустили «Красную книгу Донецкой области: растительный мир», созданную сотрудниками Донецкого ботанического сада при участии преподавателей кафедры ботаники и экологии ДонНУ. В ней 1930 видов растений, из них 21 вид – уникальный, нигде в мире больше не встречающийся. Например: тысячелистник голый и василёк лужно-бело-чешуйчатый, ластовень донецкий и подмаренник донецкий, хищница-росянка и венерин башмачок, более 10 видов ковылей, адонис весенний, гиацинтик Палласа, различные виды тюльпанов и др.
В Красную книгу занесены животные: лебедь-шипун, енотовидная собака, каменная куница, байбак европейский, различные виды змей, волки и другие виды. Всего их насчитывается 96 из 2000 живущих на Донбассе. (Демонстрируются изображения растений и животных из Красной книги - слайды 9-10)
Беседа: Что предложили ученые в 1966 году для организации спасения исчезающих видов растений и животных? Как выглядит Красная книга? Назовите животных, занесенных в неё. Какие растения из Красной книги Донбасса растут у нас?
Б) Заповедники, заказники Донетчины.
Учитель: Ребята, скажите, а что ещё, кроме создания Красной книги, может сделать человек для спасения растений и животных от вымирания? (ответы детей).
Правильно, люди могут создать заповедники, заказники и различные охранные комплексы. Все они действуют и у нас. И сегодня мы совершим экскурсию по ним, конечно же, виртуальную. Но для начала познакомимся с новыми словами для многих из вас (слайд 11).
Заповедник- определенная территория, охраняемая законом, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.
Заказник – охраняемая природная территория, на которой под охраной находятся некоторые части природного комплекса: только растения, только животные либо их отдельные виды.
Итак, мы отправляемся с вами на экскурсию.
Заповедник «Хомутовская степь» (просмотр видеосюжета на YouTube «Национальный заповедник «Хомутовская степь» - слайды 12, 13).
Он расположен на крайнем юго-востоке Донбасса, почти на границе с Ростовской областью, за 20 км от побережья Азовского моря. Площадь его составляет 1030,4 га, причем 90 из них является абсолютно заповедным участком, который никогда не был распахан и на котором 70 лет не выпасался скот и не проводилась косовица. Территория заповедника представляет собой участок волнистой Приазовской равнины, что постепенно снижается к долу реки Грузский Еланчик. Здесь насчитывается 560 видов растений, из которых 50 редких и эндемичных ( т.е. нигде больше не встречающихся), 15 из них занесены в Красную книгу. Наиболее типичными представителя флоры являются: катран, тюльпан, фиалки, миндаль, кермек, васильки, ковыль, пырей, незабудки, шалфей и сотни других. В начале мая вся степь покрывается яркими красными пятнами цветов и становится похожа на колышущееся красное море. Это цветет дикий пион. Разнообразна и фауна заповедника: волк, лиса, енотовидная собака, заяц, полевка, медянка, уж, мыши, ласка, байбак, суслик, жабы и т.д. Пернатый мир представлен более 80 видами птиц: куропатка, перепел, фазан, пустельга, славки, степной орел, иволга, кобчик и другие.
В настоящее время в Хомутовской степи начаты работы по разведению коней и их выпасу.
Заповедник « Каменные могилы» (просмотр одноименного видеосюжета - слайд 14).
Расположен в Володарском районе Донетчины (304 га) и в Куйбышевском районе Запорожской области ( 100 га). Это горная страна в миниатюре: над поверхностью степи поднимаются отдельные выступления кристаллических пород: Токмак-Могила, Бельмак-Могила, Корсак-Могила, Савур-Могила и др. Здесь были выявлены 9 видов папоротниковых, среди них реликтовый вид – вудсия альпийская, открыты узколокализованные эндемы – василек ложнобелочешуйчатый и тысячелистник голый. Это были новые, раньше не известные науке виды растений, которые на Земле существуют лишь в заповеднике. Среди других растений, произрастающих здесь: разные виды ковылей, гиацинт Палласа, тюльпан гранитный, шалфей поникший, пырей ползучий, клевер ползучий, шелковица, шиповник, боярышник, хохлатки Пачоского и Галлера, рястка Буш. Животное царство заповедника также разнообразно и интересно: лисицы, зайцы, ежи, ящерицы, кроты, суслики, полевки, хорек степной (редчайший вид, занесенный в Красную книгу), летучие мыши (в том числе и редчайшие виды), гадюка степная (тоже из Красной книги).
Особенно богат заповедник птицами: славки, овсянки, сорокопут-жулан, каменки, очеретянки, чайки из отряда куликов, утки, а журавли-красавки появляются здесь время от времени. Во время перелетов, особенно весной, только сюда залетают розовые скворцы.
Заповедник «Меловая флора» - слайд 15.
Находится в средней части поймы Северского Донца в Краснолиманском районе Донетчины возле сёл Закотное и Кривая Лука (500 га) и Славянском районе возле села Пискуновка (634 га). Его растения являются представителями различных геологических эпох. Самую большую ценность представляют меловые сосны, не растущие более нигде на территории Украины.
Кальмиусский заповедник – слайд 16.
Расположен на Приазовской возвышенности, основная часть находится между селами Старая Ласпа и Гранитное, еще часть находится отдельно в километре ниже по течению на левом склоне балки Максимова. Многие растущие здесь виды растений занесены в Красную книгу Украины: тимьян кальмиусский, норичник донецкий, шиповник донецкий, шафран сетчатый, сон-трава, гиацинтик Палласа, тюльпан змеелистный, ковыль нескольких видов. Из животных встречаются цапли, ужи, журавли степные, дикие утки, фазаны, куропатки, перепела, лисы, зайцы, енотовидные собаки, куницы каменные, ласки, светлые хорьки.
Заказник «Великоанадольский лес» (просмотр видеоролика на YouTube «Поездка в Форест Парк» - слайд 17).
Расположен заказник в Волновахском районе, имеет площадь 2543 га. Здесь преобладают смешанные насаждения дуба обыкновенного, ясеня, клена, граба, липы, встречаются береза, тополь, сосна крымская, бархат амурский, лиственница европейская, сосна обыкновенная, дуб каштанолистный и кавказский, орех валахский, софора японская.
Заложен лес был Виктором Егоровичем Граффом, первым подтвердившим возможность создания искусственных лесов в голой безводной степи. Здесь работал выдающийся почвовед Георгий Николаевич Высоцкий, установивший критерии сухости и влажности климата, причины безлесья степей.
Региональный ландшафтный парк «Зуевский» (просмотр видеоролика «Региональный ландшафтный парк «Зуевский» - слайд 18).
Территория парка расположена на землях Зуевского сельского совета и Макеевского лесничества, площадь его – 1214,2 га. В его состав входят урочище «Липовое», Ханженковское и Ольховское водохранилища с прилегающими охранными зонами, балка у села Медвежье, Зуй-гора, долина р.Крынка и р.Ольховая, выходы скальных обнажений, лесные массивы Макеевского лесничества.
Растительность в основном представлена разнотравно-типчаково-ковыльными степями, где много видов, подлежащих охране; под скалами растут 3 редких вида папоротников, вдоль берегов рек и водохранилищ встречаются очень редкие в регионе злаковые растения. По Липовой балке и склонам Зуй-горы распространены дубовые леса,часть которых тоже требует охраны. Всего в пределах регионального ландшафтного парка выявлено 509 видов растений, в том числе з6 из них подлежат охране. А еще в Зуевке располагается скалодром.
Региональный ландшафтный парк «Донецкий кряж» (просмотр одноименного видеоролика- слайд 19).
Парк расположен в Амвросиевском районе (2353 га) возле села Артемовка и в Шахтерском районе (1599 га) возле сел Сауровка и Степановка.
На территории парка произрастает более 500 видов растений, среди которых много эндемиков, внесенных в Красную книгу (20). Из них: рябчик русский, шафран сетчатый, несколько видов ковылей, ириса, пролеска сибирская и др. Фауна парка тоже разнообразна: встречаются лоси, кабаны, косули, заяц-рысак, лисица, волк, разные виды птиц (5 из них занесены в Красную книгу).
В районе села Новопетровское через парк протекает река Крынка.
Вот мы с вами и совершили небольшую экскурсию по природоохранным местам Донетчины.
Закрепление изученного материала – слайд 20.
Где находятся заповедники «Каменные могилы», «Хомутовская степь», «Меловая флора»? Назовите известные вам виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Донбасса. Как вы думаете, почему они подлежат охране?
Рефлексия – слайд 21.
Заполните вторую и третью части таблицы, начатую в начале урока.
Все ли у вас получилось? Хотите ли узнать еще что-либо по этому вопросу? Нарисуйте в тетради солнышко, если вы чувствовали себя комфортно на уроке, и тучку, если ощущали дискомфорт (слайд 22).
Заключительное слово учителя – слайд 23
В мире существуют сотни тысяч видов растений, птиц и животных. И только от человека, от нас с вами зависит, сколько их будет существовать дальше. Давайте будем об этом помнить всегда и делать все от нас зависящее, чтобы в Красной книге как можно больше страничек стало зеленых, да и обложка её тоже поменяла свой цвет.
Спасибо за урок! Удачного вам дня!
Разработала учитель истории
МБОУ «Школа № 11 г.Тореза»
Цымбалист Т.В.
Литература:
uateka.com/ru/article/geography/nature/1154
pohodushki.org/ru/places/regional-landscape-park-zuevskiy
donbass.name/261-stepnye-zapovedniki-donbassa.html
dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/256216
dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1469777
savesteppe.org/ru/archives/3435
www.slideshare.net/MrDesmond/ss-19333492 ( презентация)