Тема: Разряды количественных числительных. (с презентацией).
Дата проведения: 16 февраля 2021 года
Обрудование: компьютер с проектором, раздаточный материал.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
УУД
Метапредметные:
М/п: пользоваться разными видами чтения, извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, текст), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (схема, текст).
М/к: строить связное монологическое высказывание, осуществлять взаимодействие в группе, оказывать помощь и проводить само- и взаимоконтроль.
Личностные: интерес к изучению языка; способность к самооценке.
Предметные:
- различать разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные), группировать числительные по разрядам, изменять целые простые и сложные числительные по падежам.
-правильно употреблять в речи разные формы целых количественных числительных.
I Организациооный момент.
- Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
(если кто-то с плохим, спросить почему)
- Чтобы лучше настроиться на урок, я прочитаю вам стихотворение:
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы! Тогда за работу!
Удачи желаю я вам!
-Откройте тетради, запишите число
- Сегодня мы продолжаем разговор о числительных.
- Какую роль играют числительные в нашей жизни?
Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашей школе. Цифра «расскажет» о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а всего лишь одна капля нефти делает непригодной для питья 25 литров воды.
Цифры играют огромную роль в нашей жизни.
Языковая разминка
- Посмотрите на слайд, предложите к нему задание.
Двадцать пять литров, семилетняя девочка, десяток яиц, три сосны, столетие, одиннадцать игроков, тройка лошадей, полное одиночество, один шанс, двойной удар, удвоить усилия, семь дней, играть в пятнашки, тридцать три богатыря. |
- Действительно, необходимо выписать словосочетания с именами числительными.
- Проверяем, обратите внимание на орфограммы в числительных.
- Какие орфограммы встретились в этих числительных? (в числительных от 5 до 20 и 30 на конце пишется мягкий знак, словарное слово – одиннадцать с двумя н)
-Что Вы можете рассказать об этих числительных? (все эти числительные количественные и простые и составные)
- Кто допустил ошибки? Какие? Почему?
- Оцените себя.
III Открытие нового материала.
- На доске вы видите имена числительные, проанализируйте и скажите на сколько групп можно разделить эти числительные? (на 3)
- ….. пойдёт к доске и распределит таблички по группам.
- Ребята, все согласны?
- Это какие числительные количественные или порядковые? (количественные)
- Вспомните, когда мы изучали имя прилагательное, встречали 3 группы прилагательных, как назывались эти группы? (разряды)
-Сформулируйте тему урока.
Разряды количественных числительных
- Запишите тему урока.
- Какие цели поставим перед собой?
(1. Познакомиться с разрядами количественных числительных.
2. Научиться их различать.
3. Научиться употреблять их в речи)
- Определим названия разрядов. Для этого сравните числительное 12 и 1\2.
-Что обозначают эти числительные? (целое и дробное число)
- Выделяем разряд целые и дробные числительные.
- Какое значение у числительного трое?
- Несколько предметов, взятое как одно целое, объединённые чем-то общим. Не три, а трое.
- Как бы вы назвали такие числительные? (собирательные, от глагола собирать)
-Таких числительных мало. Их даже можно пересчитать. Более подробно о них мы будем говорить, когда отдельно будем изучать собирательные числительные.
- Итак, какие разряды количественных числительных мы выделили?
Количественные числительные
двенадцать двое одна вторая
(целое) (собирательное) (дробное)
Закрепление изученного материала.
Устно назовите количественные числительные и определите их разряд.
17 рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, 11 дней, три четвертых километра, сорок два ученика, четверо суток, одна четверть сада, шестнадцать книг.
- Оцените себя.
2. Выборочно-распределительный диктант.
Прочитайте текст. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.
В нашей гимназии прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.
-Проверим.
целые | дробные | собирательные |
Восемнадцать Два Десять Восемь | Две трети Четыре пятых | Шестеро Трое пятеро |
- Кто допустил ошибки7 Какие? Почему?
-Оцените себя
3 Физминутка
-Немного отдохнём, посмотрите на слайд.
5. Интеллектуальная разминка.
1) Устно замените эти слова другими:
чертова дюжина, полтораста.
-Какие у вас получились слова?
- Какие это числительные?
2) Конкурс «знатоков»
- Запишите ответы на вопросы, используя числительные. Укажите разряд числительных.
Сколько лет жил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?
Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?
Сколько богатырей было в «Сказке о мёртвой царевне»?
О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?
Сколько коробов можно наврать?
Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?
Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?
Ответы: 1) тридцать лет и три года
2) семь пятниц
3) семь богатырей
4) две капли
5) три короба
6) два зайца
7) семь раз
-Оцените свою работу в группе
IX Рефлексия
- Как прошёл урок?
- Ваше настроение после урока?
Домашнее задание:
Параграф 71, упр.409.
Задание на карточке