Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Белоярский Новобурасского района Саратовской области имени Бабушкина А.М.»
«Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности
в ходе реализации ФГОС НОО»
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Евстифеева Лариса Викторовна
2021 год.
Невозможно оценить ту большую роль, которую играет книга в жизни и развитии человека. Особенно велико ее значение в период интенсивного становления личности - в детские годы. Ни для кого не секрет, что чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения и как средство воспитания в человеке человека. Оно очеловечивает сердце, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Именно книга даёт возможность оценить, что справедливо и прекрасно, а что недостойно, отталкивающе. Современные дети не любят и не хотят много времени уделять чтению. Я с вами согласна, что данная тематика работы никакой новизны не несет, но она современна, так актуальна, и её актуальность определяется тем, что одной из самых острых и трудноразрешимых проблем в наше время является потеря детьми интереса к чтению. И проблема эта - приобщения детей к чтению - наиболее важна.
Цель работы: выявить эффективные способы для развития интереса младших школьников к чтению через внеурочную деятельность.
Задачи: 1.Изучить литературу по заданной теме.
2.Показать особенности внеурочной деятельности по
литературному чтению в начальной школе.
3.Выделить приемы работы, значимые для достижения
поставленной цели во внеурочной деятельности.
Ожидаемый результат: я предполагаю, что развитию читательских интересов младших школьников будет способствовать такая организация внеурочной деятельности, где:
-учитываются индивидуальные интересы и творческие возможности учащихся начальной школы;
-расширяется круг чтения младших школьников;
-систематически используются в учебно-воспитательном процессе разные работы внеурочной деятельности.
В результате сформируется: - устойчивый читательский интерес младших школьников;- умение работать с литературой определенного рода; - умение правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение; - первичный навык самостоятельной исследовательской деятельности.
Наша жизнь настолько резко изменилась, что широкое распространение телевидения, видеотехники, компьютеров, телефонов отодвинули книгу на второй план.
Если сам процесс чтения их вообще не интересует детей, то, как же нам учителям стимулировать у них читательский интерес?
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Дети не просто не читают, они даже не проявляют никакого интереса к чтению. В результате процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются: ребята не сразу и не всегда понимают суть заданий, забывая их прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в их возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Так же педагоги выделяют еще ряд основных причин затруднений при чтении современных учащихся: это недостаточный уровень техники чтения, отсутствие аналитических умений, бедный словарный запас, неразвитое воображение. Молодому поколению становится труднее воспринимать тексты, в частности классические. А как же тогда успешная сдача ГИА?
От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика, поскольку сформированный в начальной школе навык чтения является фундаментом всего последующего образования.
Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению, и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы.
Первоочередная задача учителя начальных классов – пробудить у детей интерес к чтению, т.к. книга играет огромную роль в духовном развитии человека, особенно в младшем возрасте, когда происходит процесс становления личности. У малочитающего ученика плохо развит не только кругозор, интеллект, но и страдает грамотность.
Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, научить вычленять главное в тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Как увлечь чтением?
Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить эти проблемы.
Научить читать детей трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. В начале, детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но, когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда пытаются заставить дома и в школе ребенка читать и читать, чтобы росла техника чтения, у многих пропадает желание сидеть за книгой. Ведь, это скучно. Поиграть в игру на компьютере, телефоне или посмотреть мультфильм – и проще, и интереснее. Отсутствие заинтересованности, мотивации, вот основные причины по которым так сложно младших школьников усадить за книгу.
Почему же это происходит:
Одна важная причина – семейная. Если в семье не увлечены чтением взрослые, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Часто дети просто не знают, что читать – это интересно. В детстве им не читали сказки на ночь, в детскую библиотеку они не записаны. Ребенок даже не подозревает, что это такое - читать книгу просто так, для себя.
Следующая причина заключается в том, что дети не понимают смысла прочитанного, что и вызывает у них неприятие самого процесса чтения. Это происходит либо из-за низкого темпа чтения, либо из-за плохо развитого воображения. Эти проблемы находятся глубоко в нейропсихологии. От ребенка ускользает смысл читаемого, поэтому чтение превращается в жуткое наказание.
Бывает, что отвращение к книге у детей формируется в школе. Неопытный учитель может сформировать неправильное отношение к чтению, ограничиваясь поверхностным анализом произведений, не показывая их связи с жизнью, поощряя неосмысленное чтение, чтение на скорость. Такие уроки будут не интересны ребенку. В результате опять – не читающий ребенок.
Формирование познавательного интереса во многом зависит от выбора средств и методов, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг. Однако в рамках учебных занятий не всегда удается использовать те средства, которые обеспечат возникновение и развитие интереса к чтению в процессе его формирования, зато они прекрасно могут быть реализованы во внеурочной деятельности. Все мы знаем, что внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Основной целью её является создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта; развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием. Я в своей практике поняла, что применение внеурочной деятельности в своей работе очень важно. Внеурочная деятельность имеет большое развивающее и обучающее, воспитательное значение. Главными задачами внеурочной деятельности являются: формирование и развитие читательских интересов, товарищества, дружбы, толерантности, уважения к Родине, к русскому языку, формирование этнических норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературных знаний, полученных как на уроках литературы, так и на внеурочных занятиях.
Такие занятия являются коллективным творчеством, благодаря которому ученики получают возможность уверенно чувствовать себя в среде сверстников. Они развивают свои способности на соответствующем уровне через расширение кругозора, общих знаний.
Внеурочная деятельность - как совокупность различных видов деятельности, обладающую широкими возможностями образовательного, развивающего и воспитательного воздействия на ребенка.
Во-первых, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, так как на уроке чтения у школьников мало возможности для проявления своих способностей. В основном ученики могут показать свой читательский кругозор только по программе.
Во-вторых, включение в различные виды внеурочной деятельности обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки. На уроках литературного чтения дети изучают определенный круг произведений, заданный авторами и имеющий свою направленность, а во внеклассной работе у ребенка есть возможность познакомиться и с фантастическими произведениями, и с современными научными достижениями.
В-третьих, разнообразная внеурочная деятельность способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности. Например, поисковая, репортерская, оформительская деятельность, работа по созданию презентаций. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к читательской деятельности в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность.
В-четвертых, в различных формах внеурочной деятельности дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Что я использую и применяю в своей работе? Как помогаю школьникам заинтересоваться миром чтения и книг? В моей практике присутствуют такие формы внеурочной деятельности: внеклассное чтение, викторины, презентации, литературные конкурсы, биографические доклады и сообщения, исследовательские работы и проекты, участие в театральных постановках (инсценирование). В процессе занятий использую игры (не забываем, что в младшем школьном возрасте главную роль занимает игровая деятельность) «Из какой сказки персонаж?», «Отгадай загадку», «Кто играет в прятки?», проводятся соревнования по командам, литературные часы «Книга месяца». Ведется доска «Посоветуй книгу другу».
Также я использую компьютерные технологии, что позволяют значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. С использованием ИКТ можно проводить интересные, познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомить детей с писателями и их произведениями и т.д. С использованием мультимедийных технологий на основе телевизионных игр «Своя игра», «Поле чудес», «Большие буквы», созданы игры-занятия, которые способствуют развитию познавательного интереса, развивают мышление, воспитывают интерес к книге.
Индивидуальная работа, одна из форм внеурочной деятельности - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка сообщений, подготовка альбомов с иллюстрациями и т.д. Это позволяет каждому проявить себя в общем деле.
Но мои младшие школьники тянутся к групповым формам работы, воспринимают их как увлекательную игру и работают с большой отдачей. Кроме того, коллективные формы позволяют каждому ученику также активно проявить себя; никто не уйдет с чувством обиды на то, что его «опять не спросили». С большим интересом ребята участвуют в литературных гостиных, интервью, заочных экскурсиях, в состязаниях чтецов и др. С огромным удовольствием мои ученики принимают участие в литературных конкурсах и викторинах. Часто провожу их, используя сказочные произведения. Целью таких занятий является формирование знаний и навыков по сказкам через восприятие детских литературных произведений. Происходит развитие навыков самостоятельного чтения и умения анализировать информацию. Учащиеся формулируют собственную точку зрения и учатся отвечать на вопросы по содержанию викторины или конкурсного задания. У школьников развивается интерес к чтению и соответственно развивается устная и письменная речь.
Метод проектов актуален в образовательной среде и его активно использую, т. к. он вырабатывает у учащихся стремление и умение самостоятельно добывать и использовать новые знания, сделать этот процесс мотивированным. Данному направлению уделяю особое внимание, начиная с первого класса. Например, проект «Азбука», к каждой букве ребята с помощью родителей, а также на внеурочной деятельности, подбирали загадку, поговорку, стишок, составляли эскиз своей буквы.
Во втором классе мы работали над проектом «В путешествии с М.М.Пришвиным» Цель: создать сборник отзывов «В путешествии с М.М.Пришвиным». Для этого учащиеся прочитали цикл «Рассказы о животных и природе»; каждый из участников проекта написал отзыв об одном из рассказов и оформил свою страничку; провели просветительскую, агитационную работу в третьем и четвертом классах (с помощью памяток, буклетов), направленную на пропаганду духовно-нравственных ценностей в рассказах М.М.Пришвина. Работа над проектом побудила у ребят интерес к чтению художественной литературы о природе, животных. Учащиеся заинтересовались творчеством Б. Житкова, М. Пришвина, В. Бианки. У одного из учеников появился интерес к написанию своих рассказов, сказок о природе.
В сентябре 2020 года был юбилей С. Есенина, и мы создали литературную гостиную, которая была посвящена творчеству поэта-юбиляра.
Мои ученики частые гости нашей школьной библиотеки, выбирая очередную книгу, нередко слышишь от них, как читатели небрежно относятся к книгам, то странички нет, то исписана, то изрисована и т.д. И, к моему удивлению, их заинтересовало, как сделать так, чтобы каждый соблюдал правила бережного отношения к книгам, превратился в благодарного читателя, а чтение стало бы для многих интересным, увлекательным и любимым занятием. Так родилась идея - создать коллективный проект «Интересные истории из жизни детской книги». Цель – привлечь внимание сверстников к книге как к источнику знаний, вдохновения, хранительнице духовных ценностей, которую нужно беречь и умело ею пользоваться. Так сказать, решили организовать и волонтерскую деятельность в помощь библиотеке нашего образовательного учреждения.
Представленный мною опыт работы по формированию читательского интереса учащихся во внеурочной деятельности наглядно показывает, что внеурочные занятия помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Немало времени прошло, но мои ученики стали больше уделять времени чтению, заметна большая самостоятельность при выборе книг, появились любимые литературные герои, а не герои игр компьютерных и мультфильмов, как это было раньше. Дети стали более активными не только в чтении, но и в творчестве, в отношениях друг с другом. А, главное, повысилась техника чтения. Я поняла, что систематические и разнообразные формы внеурочной деятельности, создание условий, использование творческих видов работ, учет индивидуальных интересов и творческих возможностей учащихся начальной школы, расширение круга чтения младших школьников способны повысить уровень читательских интересов. И буду продолжать работать в этом направлении.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. И мы учителя не только можем создать такую положительную атмосферу и настрой, но и обязаны помочь каждому ученику.
Хочется еще раз сказать: в результате применения различных форм организации занятий и методов в формировании читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Литература
Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. — М., 2008.
Братухина Л.П «Развитие читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности» 2012г.
Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников/ Т.Н. Лутова. –Н.Новгород, 2006.