Развитие читательской грамотности. (Из опыта)
Развитием читательской грамотности моих учеников я занимаюсь уже давно, так как всегда волновал вопрос, почему дети не любят читать? И при всём моём старании нужного результата добиться не удавалось до тех пор, пока не начала глубоко рассматривать эту проблему.
Вот уже несколько лет я использую на уроках литературного чтения элементы технологии А.М.Кушнира. Технология А.Кушнира направлена на то, чтобы научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное - привить любовь к книге. Технология А.Кушнира требует большого количества детской художественной литературы. В моём кабинете имеется личная классная библиотека, приобретённая на средства родителей. На сегодня в классной библиотеке находится 56 книг-комплектов детской литературы из серии «Самовар», «Стрекоза» и «Библиотека школьника». В каждом комплекте по 20 книг (на каждого ученика).
Современная школа требует от учителя начальных классов того, чтобы научить детей овладевать УУД, то есть должны уметь работать с текстом, извлекать из него нужную информацию, понимать смысл, вложенный в текст и следить за идеей произведения, которое он читает. Сразу после 20-минутного чтения под звуковой ориентир я проверяю, как дети усвоили содержание текста. Делаю это сначала с помощью приёма «Да или нет» (экспресс-опрос), а потом переходим к анализу произведения. Учу детей понимать прочитанный текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли, интерпретировать текст, а также использовать полученные знания в обыденной жизни. Что и является основой формирования читательской грамотности.
Работая по технологии А.М.Кушнира, помимо базовых домашних заданий по литературному чтению, один раз в неделю я даю детям возможность приготовить по своему желанию любое произведение из художественной литературы, взятой в детской библиотеке. На уроке учащиеся отвечают по следующему плану: называют автора произведения, его название, делают сжатый пересказ и определяют главную мысль прочитанного. Такой вариант домашнего задания даёт возможность учащимся выбрать произведение по душе, а учителю распознать интересы своих учеников. Среди многих форм классно-урочной системы, используемых на уроке, я отдаю предпочтение урокам на основе нетрадиционной подачи материала. Это интегрированные уроки, уроки-диспуты, уроки, напоминающие по форме публичные выступления. Информацию для своего выступления ребята добывают из разных источников: в детских журналах, энциклопедиях, в сети Интернет, а затем, кто желает, к своим выступлениям готовит презентацию совместно с родителями, иногда используют видеозаписи.
Важное место в образовательном и воспитательном процессах школы занимает библиотека. Детская библиотека способствует приобщению учащихся к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям. Много бесед, викторин проводим мы совместно с детской библиотекой, посвящённых разным темам, которые воспитывают в детях стремление быть лучше, брать пример с тех, кто живёт и трудится на благо Родины. Вот одно из таких мероприятий: коллективное чтение книги А.Гайдара «Тимур и его команда». Мы не только прочитали это произведение, но ещё и обсудили его, провели по этой книге викторину, «Умники и умницы», а также выучили некоторые важные отрывки и провели конкурс на лучшее их чтение.
Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит не только на литературном чтении, но и на всех других уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации.
На уроках применяю элементы технологии развития критического мышления (это кластеры, проблемные ситуации, творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал сказки, составление синквейнов и др.). Также, для развития интереса к чтению использую такие приёмы как: чтение с продолжением, составление хода событий по картинкам (расположи в правильном порядке), создание рисованных диафильмов по прочитанному произведению, игры со словами, ребусы, шарады, кроссворды и другие активные формы деятельности учащихся.
Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности.
Развитие читательской грамотности – это ступень к функциональной грамотности, то есть самостоятельно реализовывать деятельность учения и использовать приобретенные знания при решении жизненных задач как личных, так и в социуме.