СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие детей с ОВЗ через использование авторского дидактического пособия «Времена года» специалистами и педагогами детского сада

Нажмите, чтобы узнать подробности

При инклюзивном подходе образования детей с ОВЗ учреждение ищет иные педагогические подходы к обучению, а не адаптирует воспитанников с их трудностями к существующим требованиям стандартного образования

Просмотр содержимого документа
«Развитие детей с ОВЗ через использование авторского дидактического пособия «Времена года» специалистами и педагогами детского сада»

Развитие детей с ОВЗ через использование авторского дидактического пособия «Времена года» специалистами и педагогами детского сада.


Е.В.Черемшанова,

МБДОУ ПГО «Детский сад № 51», г.Полевской

[email protected]


Аннотация. При инклюзивном подходе образования детей с ОВЗ учреждение ищет иные педагогические подходы к обучению, а не адаптирует воспитанников с их трудностями к существующим требованиям стандартного образования.


Меняющаяся система образования, появляющиеся новые подходы к организации воспитания и обучения в детском саду заставляют дошкольные организации по - новому подходить к инклюзивной практике.

Коллективу нашего детского сада импонирует определение инклюзии ЮНЕСКО – динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию обучающихся и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможности для обогащения процесса познания.

Главный принцип нашей работы организация такой среды, в которой педагоги, родители и другие участники процесса работают вместе в сотрудничестве с использованием соответствующих и достаточных ресурсов для интерпретации и применения обычной образовательной программы с достаточной гибкостью в соответствии с потребностями и возможностями.

Не секрет, что дети с ОВЗ требуют «особой» образовательной среды в коррекционно-развивающей работе, что бывает сложно осуществить в типовых детских садах, построенных в 60-е годы двадцатого века (совмещенные групповые со спальнями, отсутствие кабинетов специалистов, холлов, специальных помещений для занятий и игр).

Эта проблема возникла и перед нашим педагогическим коллективом. Решить её мы попробовали авторским дидактическим пособием «Времена года».

Пособие представляет собой куб из легкого металлического профиля с чехлом определенного цвета (по временам года). Каждая сторона чехла оформлена сюжетной картиной с карманами и вкладышами. В карманы вложено нестандартное оборудование по всем направлениям развития ребенка.

Создавая нестандартное оборудование «Времена года», мы учитываем следующие правила:

1.Соответствие гигиеническим и техническим требованиям: оборудование прочное и безопасное, легкое и легкопереносимое.

2.Потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Оборудование обеспечивает в полной мере условия для развития двигательных умений и навыков.

3.Все оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании, равновесии.

4.Оборудование направлено на формирование эстетического вкуса ребенка.

5.Пособие призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:

  • обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности; приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;

  • создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;

  • приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;

  • создает условия для овладения конкретным движением и обеспечивает удовлетворение потребностей детей в движении.

Пособие используется в работе с детьми с ОВЗ учителями-логопедами, педагогом-психологом и воспитателями.

Использование данного пособия дает возможность объединить нескольких направлений обучения, например, двигательную деятельность и сенсорное развитие. Так как ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является восприятие, активизация которого возможна при включении детей в доступные им виды деятельности, следовательно, использование нетрадиционного оборудования для развития сенсорных и сенсомоторных представлений дошкольников в двигательной деятельности является наиболее результативным.

Дидактическое пособие приносит детям радость, пробуждает интерес и способность к творческой активности, удовлетворяли естественную биологическую потребность в движении, что особенно немаловажно для детей с ОВЗ.

Дидактическое пособие «Времена года» позволяет учителю-логопеду, педагогу-психологу занимаясь индивидуально или с группой детей применять здоровьесберегающие технологии (дыхательная, зрительная, мимическая, пальчиковая гимнастики; релаксация, динамические паузы в сочетании с речевым материалом; самомассаж и пр.); технологии игрового обучения (дидактические и словесные игры, игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, по обучению грамоте, обогащению словаря); технологии развивающего обучения и т.д.

У многих детей с ОВЗ отмечается недоразвитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Движения бывают неловкими несогласованными. Поэтому пособием предусмотрены игровые элементы, направленные устранение данной проблемы.

Ребенку с двигательными нарушениями, легче освоить тонкие движения пальцев рук, держать предмет одной рукой и действовать другой, если в процессе использования данного пособия педагог помогает ему зафиксировать удобную позу. Активизация мыслительной деятельности основывается на информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. Результатом этого восприятия становится образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции ребенка ОВЗ.

При изготовлении оборудования для организации двигательной деятельности и развития сенсорных способностей мы обратили особое внимание на изготовление всевозможных пособий, направленных на профилактику плоскостопия и развитию свода стопы, т.к. стопа на втором, частично на третьем году жизни частично утолщена. При плоскостопии резко ухудшается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника, затрудняются движения, что приводит к нарушению осанки.

Деятельность с нетрадиционным (нестандартным) оборудованием «Времена года» позволяет решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, обогащать опыт детей, делают более разнообразными занятия детей, делают образовательную деятельность более привлекательной для детей, вызывают эмоциональный подъем, развивают творчество и фантазию. В процессе использования дидактического пособия воспитанники достигают целевых ориентиров раннего и дошкольного возраста.