Консультация для родителей "Развитие графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное. Важной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а следовательно и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное. Важной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а следовательно и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Понятие «графический навык» вбирает все содержание графики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.
Формирование графомоторных навыков письма, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений.
Переделать уже сформировавшийся, пусть даже плохой, медленный по темпу и неразборчивый почерк и связанный с ним графический навык очень сложно.
Целесообразнее использовать трафарет (в виде точек, направляющих линий и т.п.) тогда, когда ребенок уже приобрел необходимые навыки, но еще не научился писать разборчиво и красиво.
Переделать уже сформировавшийся, пусть даже плохой, медленный по темпу и неразборчивый почерк и связанный с ним графический навык очень сложно.
Целесообразнее использовать трафарет (в виде точек, направляющих линий и т.п.) тогда, когда ребенок уже приобрел необходимые навыки, но еще не научился писать разборчиво и красиво.
Неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности:
зрительное внимание,
зрительная память,
зрительно-пространственные отношения,
функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля,
зрительно-моторные,
слухо - моторные координации,
координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме),
мелкая моторика.
Различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
Пальчиковая гимнастика
Шнуровки
Массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцеврук с использованием массажных мячей, массажеров, прицепок и др.
Работа с песком, манной крупой: рисование, прорисовывание элементов букв, букв и др.
Работа с крупой: пальчиковый бассейн, перебирание крупы и др.
Работа с ножницами, бумагой: вырезание, оригами, аппликация и др.
Игры: лего, пазлы, мозайка и др.
Раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру различных фигур
Лепка (работа с пластилином — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.)
Аппликация (бумага, ткань, пух, вата, фольга)
Поделки из природных материалов
Шитье, вязание, плетение и др.
Упражнения с предметами:
составление контуров предметов из палочек;
вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;
нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера;
сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
доставание бусин ложкой из стакана;
стирание ластиком нарисованных предметов;
кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
надевание и снимание колечка (массаж пальца);
комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);
нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;
сжимание и разжимание эспандера;
катание мячей-ежиков (с шипами).
использование шнуровки, трафаретов.