СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие грамотного письма у младших школьников

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленные в статье упражнения нацелены на развитие качеств, необходимых для овладения письмом и чтением.

Просмотр содержимого документа
«Развитие грамотного письма у младших школьников»

Развитие грамотного письма у младших школьников


Грамотное письмо напрямую зависит от четкого взаимодействия уха, языка, глаза и руки. Сбой в каком-либо звене данной цепочки приводит к нарушению письменной речи.

Представленные в статье упражнения нацелены на развитие качеств, необходимых для овладения письмом и чтением. Развитие фонетико-фонематического восприятия. Некоторые слова пишутся так же, как слышатся. Услышав слово, ребенок определяет количество звуков в нем; пробегает ещё раз по звуковой оболочке слова, уточняет последовательность звуков, запоминает их количество и порядок, обрабатывает каждый отдельный звук, сравнивая его с другими. При переводе звуков в буквы ребенок (школьник) должен обязательно сохранить их последовательность и количество в слове, перевести все зрительные представления в мышечно-осязательные ощущения пальцев. Работа с данной таблицей поможет ребенку научиться писать грамотно.

Таблица №1

. I

X . X

А I I

. . И И

А У И

. У . У.

I I

X X I

X A .

I И I И

И И А .

У А . У А

I . I

I X .

А И .

А И И А

У О I .

А У И I I

X .

X

I IИ

У У

. А У И

О А О А У

и т.д. Таблицу можно продолжать, используя следующие элементы:

. – точка, X- крестик, I- палочка, - квадрат, - круг, - треугольник; количество элементов в каждом столбике постепенно увеличивается. Сначала необходимо познакомить ребенка со всеми элементами таблицы. Объяснить условия выполнения записи задания: педагог один раз читает элементы из одной клеточки таблицы (например, точка-палочка), а ребенок повторяет и записывает, то что он услышал в тетради, проговаривая каждый элемент. Задания выполняются по столбцам сверху вниз. На первых занятиях можно повторить задания два раза, но впоследствии ребенок должен запоминать с первого раза- это условие обязательное. Не следует брать сразу большой объем заданий. Скорость прочтения задания увеличивается постепенно. Развитие долговременной памяти. Есть слова, запись которых сложилась исторически. Они не подчиняются правилам правописания, их надо запомнить. В школьной программе эти слова так и называются «Словарные слова». Их записывают в отдельную тетрадь и периодически возвращаются к их написанию в словарных диктантах, то есть проверяется устойчивость долговременной памяти ребенка, прочность восприятия, точность отсроченных представлений. На сигнал записи данного слова ученик должен мысленно «увидеть» буквенный трафарет таким, каким он был воспринят когда-то и сохранился в памяти. Следующие упражнения должны выполняться с отставанием во времени. Предварительно познакомьте ребенка с элементами таблицы № 2.

Таблица № 2

Обведи, проговаривая

Запиши услышанное ранее

А X

. I ( из табл. № 1)

1 М

I I

3 В 3

I . I

М М П

X .

и т.д. таблица продолжается. Педагог читает ребенку задание из таблицы № 1 (начиная с первого и далее - по столбцам), а ребенок записывает услышанное после того, как обведет элементы в соответствующей клеточке таблицы № 2. Второй вариант выполнения задания: педагог называет ребенку ряд элементов из таблицы № 1, а ребенок записывает их в таблицу № 2 лишь после проговаривания времён года (зима, весна, лето, осень) и т. п. Развитие скорости трансформации при записи слов. Некоторые слова необходимо писать с соблюдением правил орфографии. Тогда цепочка записи слов по принципу «как слышу, так и пишу» должна прерваться от сигнала на какие-либо звуко-буквы, подчиненные правилам. Работа для ученика усложняется. Услышав слово, он должен удержать в оперативной памяти весь звуко-буквенный разбор структуры слова, определить и вспомнить правило, подобрать проверочное слово, доказывающее правильность написания, и, сохраняя пространственно-временную последовательность букв в слове, записать его. Сила сигнала на орфограмму и выполнение (в соответствующем темпе) всей цепочки записи слова зависят напрямую от концентрации внимания, устойчивости памяти и навыка пространственной трансформации. Следующее упражнение из таблицы № 3. Таблица № 3

Поставь первый элемент в конец ряда

Поставь последний элемент перед всем рядом

А У

У А

У У А

А У У

А . А

. А А

И У УI

I И У У

и т. д. таблицу можно продолжать





Таблица № 3 (продолжение)

Поменяй местами первый и второй элементы

Поставь подряд элементы, начиная с конца

I А А

А I А

. X А

А X .

И А О

А И О

У О А

А О У

и т. д. таблицу можно продолжать

Вверху каждого столбика дано условие, при котором должно выполняться задание. Каждое упражнение надо выполнить в двух вариантах. В первом случае задание выполняется с опорой на образец: ребенок обводит элементы первого столбика, проговаривая их, и пишет новый вариант элементов во втором столбике. Во втором случае задание выполняется без опоры на образец, т.е на слух: педагог называет элементы, ребенок их повторяет и записывает в тетради только новый вариант элементов. Развитие скорости звуко-буквенного анализа слов. Для развития у детей навыка планирования действий, концентрации и распределения внимания, увеличения объема памяти, закрепления навыка звуко-буквенного анализа можно предложить речевую игру «Звукослов». Она заключается в том, чтобы по заданию педагога ребенок заполнил все клеточки в предложенной табличке. Если ребенок правильно выполнит задание, то по клеточкам можно будет прочитать слова или предложения. Прежде чем ребенок начнет заполнять клеточки, он должен хорошо ориентироваться на расчерченном листке. Ему необходимо объяснить, что клеточки считать надо слева направо, начиная с верхнего ряда, затем второй ряд также слева направо и т.д. Для того, чтобы проверить, насколько ребенок усвоил правила игры, предложите ему сначала посчитать клеточки, затем указать, например, первую, пятую, ту, что перед третьей, перед второй и т.д., чтобы проверить, как он ориентируется в табличке. Когда ребенок усвоит этот момент, можно сообщить ему, что клеточки мы будем заполнять буквами. Чтобы из букв получилось слово, надо правильно определять названную клеточку. Слушать надо внимательно! Переспрашивать нельзя, задания даются один раз. Педагог читает - дети выполняют. Начинайте игру в нарочито замедленном темпе, чтобы ребенку было всё понятно и он мог выполнить условие: «Переспрашивать нельзя!» Постепенно объем и скорость прочтения заданий увеличивается, чтобы возрастала и оперативность мышления. Например, перед ребенком пустая табличка:










Задание:

1.Посчитай клеточки слева направо.

2.Определи последний звук в слове «сор» и запиши букву во второй клеточке.

3.Определи второй звук в слове «вышка» и запиши букву по буквой Р.

4.В слове «стол» определи последний звук и запиши букву в шестой и девятой клеточках.

5.В левом верхнем углу запиши вторую букву в слове «люстра».

6.Последнюю букву в слове «ведро» запиши в восьмой клеточке.

7.Определи четвертый звук в слове «вода» и запиши букву в правом верхнем углу.

8.В слове «платок» определи первый звук и запиши букву в седьмой клеточке.

9.Последнюю букву в слове «гном» запиши под первой клеточкой.

Ю

Р

А

М

Ы

Л

П

О

Л

Прочитай слова в каждом ряду. Составь предложение. Как ещё можно помочь родителям?*

Данные упражнения должны сформировать у младших школьников графомоторные навыки: развить взаимоконтроль глаза и руки, научить соблюдать последовательность действий. Закрепить фонетико-фонематическое восприятие, скорость мыслительной трансформации. Уверены, что задания помогут вашим детям усвоить школьную программу по письму, чтению и другим предметам.