Развитие и коррекция речи, как одно из приоритетных направлений деятельности ДОУ
Подготовила
учитель- логопед
МОУ Центр Д и К
Селифанова Татьяна Николаевна
21 августа 2013 года
Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования.
Система дошкольного образования представляет собой гибкую многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений , которые предоставляют широкий спектр услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, потребностей семьи и общества в целом.
Ведущий процесс в ДОУ -образовательный
Сочетает в себе 3 функции:
- Ø воспитывающую;
- Ø обучающую;
- Ø развивающую.
Основные задачи дошкольных образовательных учреждений
По мнению В.Н.Гурова:
- Ø охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- Ø обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;
- Ø осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;
- Ø приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- Ø взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка.
Согласно диагностике в ДОУ до 60% детей имеют те или иные проблемы:
- Ø различные речевые нарушения;
- Ø нарушения слуха;
- Ø гиперактивность и дефицит внимания;
- Ø двуязычие (билингвизм).
Развитие речи является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве
Развитие речи рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.
Экономические, социальные, экологические мероприятия, проводимые в обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами. В каждой возрастной группе, начиная со 2-ой младшей группы, мы встретим детей с той или иной проблемой, чаще всего это дети с задержкой
речевого, психического развития.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка
Это время становления и развития всех сторон речи:
- Ø фонетической;
- Ø лексической;
- Ø грамматической.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного
воспитания детей в максимально
сензитивный период развития.
Основные задачи развития речи дошкольников
Воспитание звуковой культуры речи (ЗКР), обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы , меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые необходимо
решать параллельно
и своевременно.
Диалогическая речь детей-дошкольников
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью , которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но не приемлемы в построении монолога, который строился по законам литературного языка.
Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделённых по смысловому типу на описания, повествования, рассуждения
Уникальная роль родного языка в становлении личности ребёнка-дошкольника
- Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно выражать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей.
- В связной речи отражается логика, мышление ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи. По тому,
как ребёнок умеет строить
своё высказывание, можно судить
об уровне его развития .
Резкий рост речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Среди всех речевых дефектов «Общее недоразвитие речи» и «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи» являются самыми распространёнными. Устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекционной работы , которая предполагает развитие всех компонентов языковой системы :
- Ø звукопроизношение;
- Ø обогащение словаря;
- Ø грамматического строя речи;
- Ø умения говорить выразительно;
- Ø способности связно выстраивать
речь.
Проблемы детской речи
- Ø односложная, состоящая из простых предложений, речь; неспособность грамматически правильно строить распространённое предложение;
- Ø бедность речи; недостаточный словарный запас;
- Ø употребление в речи нелитературных слов и выражений;
- Ø бедность диалогической речи; неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
- Ø неспособность построить монолог;
- Ø отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- Ø отсутствие навыка культуры речи:
- неумение использовать интонацию,
регулировать громкость голоса, темп
речи;
Многие дети не могут успешно справиться с данными проблемами ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ, ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ГРАМОТЫ И ЧТЕНИЯ. самостоятельно. Достигая 4-5летнего возраста, дети сами начинают замечать изъяны собственной речи и чаще всего болезненно их переживают . Это выражается в стеснении говорить, избегании слов с неправильно произносимыми звуками, в раздражительном поведении и нежелании посещать детский сад, а в последствии и школы. У детей возникает ощущение собственной неполноценности, боязни насмешек и «поправок» со стороны других детей или взрослых. И здесь на помощь детям и родителям должен прийти специалист. Именно учитель-логопед, обследовав уровень речевого развития ребёнка, составит индивидуальный план коррекционной работы по преодолению психо-речевой патологии.
поэтапное восстановление пробелов в развитии речи детей только в тесной взаимосвязи логопедов, воспитателей, профильных специалистов и родителей
- Ряд учёных (Р.Е.Левина, С.С. Ляпидевский, Р.Ф.Спирова и др.) указывают на то, что у детей с ТНР в связи с несформированностью речевых процессов отстают в развитии и другие высшие психические функции, что сказывается на качестве усвоения программы, влияет на последующее развитие детей, на их социальную адаптацию.
- Следовательно, необходимо поэтапно восстанавливать пробелы в развитии детей только в тесной взаимосвязи логопедов, воспитателей, профильных специалистов и родителей с учётом:
- Ø вида психо-речевой патологии и уровня речевого недоразвития;
- Ø особенностей психического развития детей с тяжёлой речевой патологией;
- Ø характерологических особенностей дошкольников с речевыми нарушениями.
Проблемы на данном этапе
- Отсутствие в штате многих ДОУ учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов. Это создаёт трудности в организации качественной подготовки детей с проблемами в речевом развитии к школе. Опыт показывает, что в условиях обычного детского сада,
где нет логопеда, трудно
добиться более эффективных
результатов и помочь всем
детям раскрыть свой потенциал,
в данном случае, речевой.
Решение данной проблемы
Решение проблем – это ежедневные занятия коррекционной направленности с учителем-логопедом. А для этого необходимо в ДОУ организовывать коррекционную работу именно в логопедических группах, где дети смогут получить квалифицированную помощь не только учителя-логопеда, но и воспитателей, специально обученных для работы с детьми , имеющими отклонения в речевом развитии.
Коррекционная работа в ДОУ должна проводиться в тесном взаимодействии со всеми сотрудниками
Коррекционная работа в ДОУ должна проводиться в тесном взаимодействии со всеми сотрудниками: воспитатели, помощники воспитателей, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию.
Создание условий для работы над речевыми недостатками детей рассматривается как один из важных компонентов деятельности педагогов. Работа в этом направлении должна осуществляться, начиная с младшего возраста. Но основную коррекционно-развивающую работу должен проводить учитель-логопед. Во время проведения специально-организованной деятельности он использует как фронтальную, так и индивидуальную формы работы.
Роль родителей в речевом развитии ребенка
В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями родители являются первыми учителями своих детей, поэтому они также обеспечивают реализацию речевого развития.
Но в каждой семье по-разному относятся к ребёнку, который плохо говорит. Некоторые родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.
Наша задача, как педагогов, обеспечить родителям возможность участвовать в образовательном процессе . С этой целью необходимо использовать активные формы взаимодействия. Всё это стимулирует речевую активность детей. Проведение собраний, консультаций, индивидуальных бесед, тренингов, мастер-классов помогают сформировать у родителей знание о необходимости формирования и развития правильной речи детей.
Преемственность работы ДОУ и школы
- Преемственность ДОУ и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития, которое отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
- Как показывает практика, если ребёнок не получил квалифицированную помощь логопеда в ДОУ, то он с речевыми проблемами переходит на следующие этапы обучения , т.е. в школу. А следовательно, младший школьник встречается сразу с проблемами письма и чтения (дисграфия и дислексия) не только в начальном звене, но и в среднем. Актуальность проведения логопедической работы,
направленной на профилактику дисграфии,
подтверждена значительным ростом
нарушений письма у младших
школьников, требованиями школьной
программы к темпу усвоения основных
учебных навыков в свете новых ФГОС
Логопедическая работа с детьми с ОНР, ФФНР
Логопедическую работу с детьми с ОНР, ФФН по предупреждению дисграфии необходимо проводить систематически. На основе анализа структуры речевого нарушения, учёта сохранных и компенсаторных возможностей дошкольника учитель-логопед решает следующие задачи коррекционного обучения по профилактике дисграфии:
- Ø формирование правильного звукопроизношения и уточнение артикуляции звуков;
- Ø развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, фонематических представлений;
- Ø расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;
- Ø совершенствование пространственно-временных ориентировок;
- Ø подготовка к обучению грамоте;
- Ø развитие мелкой моторики;
- Ø развитие конструктивного праксиса;
- Ø развитие высших психических функций.
Необходимость логопедической помощи в дошкольных образовательных учреждениях детям с проблемами в развитии речи
- Таким образом, можно говорить, что проблема преемственности является также актуальной в нашем образовании на сегодняшний день.
- В настоящее время учителю-логопеду, который является начальной ступенькой на лестнице коррекции, в одиночку очень трудно справиться с этой задачей. Необходимо полное взаимодействие воспитателей, психологов, логопедов и, конечно, семьи.
- А это значит, что в дошкольных образовательных учреждениях логопедическая помощь детям с проблемами в развитии речи необходима. И это
направление в ДОУ должно
быть приоритетным.
В условиях модернизации (преобразовании) дошкольного образования необходимо создать оптимальные условия для развития и коррекции речи в ДОУ, обеспечивая непрерывное педагогическое воздействие и успех в овладении детьми норм родного языка.
Решение
Спасибо за внимание