Развитие интеллектуальной одаренности учащихся на уроках математики.
На современном этапе развития общества возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Работа с одаренными детьми – приоритетное направление в развитии образования Самарской области. В связи с этим поддержка, развитие и социализация детей с математическими способностями, несомненно, становятся одной из основных задач системы образования.
Целью обучения математики в школе является не только овладение конкретными математическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для продуктивной жизни в обществе. Поэтому проблема совершенствования методики обучения математики, направленной на развитие одаренных детей, остается актуальной.
Переход к ФГОС , в основе которого лежит развитие способностей каждого ученика, предоставил для учителя широкий спектр деятельности, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. В связи с этим я разработала и на данном этапе апробирую свою программу «Вектор перемен». Эта программа рассчитана на учащихся среднего и старшего звена. В каждом классе я определяю группу учащихся, с которыми буду работать по своей программе.
Цель – создать условия для развития математических способностей детей в рамках реализации данной программы.
Задачи:
1) в результате психолого-педагогической диагностики составить банк одаренных детей;
2)определить направления и формы работы по развитию математических способностей талантливых детей;
3)разработать методы и приёмы работы с одаренными детьми;
4) провести мониторинг результативности программы.
Реализация первой задачи.
Выявление одаренных детей – это процесс очень сложный и подходить к нему необходимо комплексно. Хочется отметить, что оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
Реализация второй задачи
Направления работы в рамках программы
1.Классно-урочная деятельность :организация работы в группах; подбор дифференцированных заданий; внедрение технологии проблемного обучения; работа с творческими заданиями; включение в учебный процесс заданий практического содержания.
2.Внеурочная деятельность :организация недели математики (викторина, КВН, конкурс плакатов); реализация программ внеурочной деятельности «Математика и жизнь»(5-9 классы); организация индивидуально-групповых занятий(7-9классы); элективные курсы(10-11классы).
3. Индивидуальная работа с учащимися при подготовке к олимпиадам
4. Взаимодействие с родителями
Реализация третьей задачи
Методы и приёмы для развития математической одаренности.
Для реализации своей программы я использую новую технологию – технология поиска идей. Для применения данной технологии при реализации своей программы я использую, разработанные мною, следующие приемы и методы:
Изменение объектов.
Вспомогательный объект.
Метод интерпретации.
Составление учащимися задач.
Работа с интерактивной доской.
Реализация четвертой задачи
Мониторинг результативности программы «Вектор перемен»
Для того чтобы отследить результативность своей работы я анализирую качественные показатели и методики их отслеживания, и колличественные показатели – наблюдение изменения уровня успеваемости учащихся. Конечно же, в данной статье я не могу отразить и показать все исследования, поэтому приведу некоторые из них.
Предметный результат
1. Стабильно высокий процент качества знаний по математике (средний 68% 65%- выше среднего)
2. Возрастание степени обученности учащихся. Методика В.П. Симонова.
Метапредметный результат
3. Работа в рамках программы «Вектор перемен» положительно влияет на формирование мегазнаний, доказательством чему являются результаты исследования умственного развития учащихся по методике ШТУР-2. Качественный анализ результатов исследования уровня умственного развития учащихся 5 классов, показывает преобладающий процент учащихся с высоким и средним уровнем умственного развития.
Личностный результат
4.Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы по методике А.Д. Андреевой подтверждает тенденцию роста положительной учебной мотивации.
5. Повышение уровня самооценки личности – свидетельство создания условий для реализации способностей учащихся. Подавляющее большинство учащихся не отягощены сомнениями, адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия. Методика Шайгородского Ю. Ж
Свидетельством эффективности программы является наличие победителей всероссийской олимпиады школьного и окружного уровней, победы во всероссийской дистанционной олимпиаде по математике «Инфоурок» и т.д.
Таким образом, анализ результатов реализации программы доказательство её эффективности. Я надеюсь, что мой опыт будет полезен коллегам-математикам.