СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интеллектуальной одарённости младших школьников через организацию проектно-исследовательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье раскрывается возможность определения детской одарённости и её развитие.

Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллектуальной одарённости младших школьников через организацию проектно-исследовательской деятельности»

Развитие интеллектуальной одарённости младших

школьников через организацию проектно-исследовательской деятельности

Природа дает каждому задатки особого рода, если они не развиваются, наступает госпитализация, т.е. "замораживание" задатков - таков механизм гибели любой одаренности: без развития она становится пустоцветом.

В нашей стране хорошо известны такие формы обучения одаренных детей, как специальные классы, специализированные школы. Эти формы применялись на протяжении десятилетий, хорошо себя зарекомендовали и должны быть сохранены.

Но такие формы обучения эффективны в густонаселенных местах, т.е. в городах. В сельской местности, где большинство школ малокомплектные надо искать другие формы развития одаренности детей.

Условиями успешной работы с одаренными учениками считаю следующие:

-осознание важности этой работы педагогом, и в связи с этим усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;

-признание коллективом педагогов того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

В нашей школе развитие одарённости реализуется как на уроках, так и во время внеурочной деятельности. Одно из направлений внеурочной деятельности – «Проектная деятельность». Данное направление реализуется по программе «Узнаём сами».

Проектная деятельность – это выполнение какой-либо творческой работы совместно либо индивидуально. В процессе выполнения проектно-исследовательских работ у детей формируется позитивная самооценка и самоуважение; коммуникативная компетентность в сотрудничестве; способность к организации деятельности и управления ею; умение решать творческие задачи; умение работать с информацией.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает раскрытие способностей и поддержку одарённости детей.

Интеллектуальная одаренность, по мнению М.А.Холодной, - это состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов).

Для определения интеллектуальной одаренности наиболее эффективным является трехкольцевая модель одаренности Дж. Рензулли, которая включает в себя три компонента: интеллект, увлеченность или мотивация и креативность. По мнению многих психологов (Н.С.Лейтеса, М.А.Холодной и других), ни один из выше перечисленных компонентов, каждый сам по себе, не могут быть индикаторами интеллектуальной одаренности. Поэтому, при выявлении интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста, детям можно предложить такие методики:

1. Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф - Харриса "Нарисуй человека"

Детям предложить нарисовать человека ("мужчину", "дяденьку"). Им выдать белый лист бумаги и карандаш. Дети рисуют "мужчину" в полный рост. Тест позволяет довольно точно определить уровень умственного развития, причем в достаточной степени, независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования.

Для объективности исследования можно провести тест "Матрица Равена". Учащимся дают серию из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей и расположение деталей на матрице отводится 10 минут.

2. Диагностика креативности по методике Торренса: "Вырази свои идеи с помощью рисунков"

- "Создание рисунка" - Берут цветную бумагу. Приклеивают фигуру на листе в любом месте, дорисовывают ее карандашам или фломастером так, чтобы получилась задуманная картинка. Каждый должен постараться придумать такую картину, которую не придумал бы никто другой. Оценивается оригинальность.

- "Повторяющиеся линии" - учащиеся должны пары прямых линий, используя их как основную часть своей картинки, добавить другие линии так, чтобы получились законченные изображения. Можно рисовать между линиями, над линиями - везде, где захотят. Оценивается скорость, гибкость мышления.

3. Оценка школьной мотивации:

Для оценки школьной мотивации детям можно предложить известную всем анкету из 10 вопросов.

Для развития интеллектуальной одаренности младших школьников важно развивать такие познавательные сферы как мышление, память и воображение. Мышление и воображение составляют логическую ступень познания. Память во взаимосвязи с другими познавательными процессами обеспечивает целостность и развитие личности, направляет практическую деятельность человека. Поэтому развитие мышления, воображения, памяти приводит к развитию интеллектуальных способностей человека. Развитию этих познавательных сфер способствует проектно-исследовательская деятельность.

Занятия по программе «Узнаём сами» проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в сельской библиотеке, на пришкольном участке и т.д. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, викторин, встреч с интересными людьми и т.д. Данная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из предложенных проектов будут участвовать. Каждому ребёнку предоставляется возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. При выполнении коллективных работ распределяются роли в зависимости от способностей учащихся и их психологическими особенностями.

Этапы работы над проектом:

  • Знакомство с темой

  • Сбор информации

  • Работа над проектом

  • Презентация проекта

После завершения работы над проектом учащимся предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Особое внимание уделяется на соблюдение доброжелательности, тактичности и проявление у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

На занятиях дети выполняют совместные творческие проекты, например: «Мой класс и моя школа», «Наша азбука», «Мои друзья», «Заселим улицу сказочными домиками», «Все профессии важны» и многие другие. Также выполняются проекты совместно с родителями, например: «Моя родословная», «Мои домашние питомцы».

Родители обучающихся помогают в выборе тематического поля темы, в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей, оказывают помощь в сборе информации.

Таким образом, при определенных условиях со стороны родителей, школы и государства всем здоровым малышам, которые, по мнению Н.С.Лейтеса, являются интеллектуально одаренными в силу действия возрастного фактора, можно помочь стать умными взрослыми людьми. На уровне школы необходимым условием является наличие у учителей навыков распознавания одаренности своих учеников, создание для них условий в плане учебы и отношений со сверстниками.

Использованная литература

  1. М.Ю.Шатилова, Н.И.Снлезнева. Проектирование в начальной школе от замысла к реализации. Волгоград.2010.

  2. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  3. Сухаревская Е. Задачи проектной и исследовательской деятельности. // Начальная школа, №5, 2008.