СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие критического мышления школьников на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной презентации отображены основные приемы развития критического мышления у детей при изучении биологии в школе. Подробно рассмотрена тема "Фотосинтез"

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления школьников на уроках биологии»

Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии   Учитель биологии и химии МБОУ ОЦ № 3 УК №3 Житниковская Ольга Александровна

Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии

Учитель биологии и

химии

МБОУ ОЦ № 3 УК №3

Житниковская Ольга Александровна

 Критическое мышление  – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.  Это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.  Критическое мышление - это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.  Основная идея технологии - создать такую атмосферу обучения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, изменяются и познают самих себя. Отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающих.

Критическое мышление  – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Критическое мышление - это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.

Основная идея технологии - создать такую атмосферу обучения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, изменяются и познают самих себя. Отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающих.

 Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни.  Актуальностью данной технологии является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.  В основе технологии лежит следование трём фазам:  вызов, осмысление содержания, рефлексия

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни.

Актуальностью данной технологии является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

В основе технологии лежит следование трём фазам:

вызов, осмысление содержания, рефлексия

Технологические этапы урокас использованием технологии развития критического мышления Вызов:    актуализация имеющихся знаний   пробуждение интереса к получению новой информации  постановка учеником собственных целей обучения Осмысление содержания:   получение новой информации   осмысление новой информации корректировка учеником поставленных целей обучения Рефлексия:  размышление, целостное осмысление, выработка собственного отношения к изучаемому материалу   рождение нового знания   выявление непознанного, постановка учеником новых целей обучения (новый «вызов»)

Технологические этапы урокас использованием технологии развития критического мышления

Вызов:

 актуализация имеющихся знаний

 пробуждение интереса к получению новой информации

 постановка учеником собственных целей обучения

Осмысление содержания:

 получение новой информации

 осмысление новой информации

  • корректировка учеником поставленных целей обучения

Рефлексия:  размышление, целостное осмысление, выработка собственного отношения к изучаемому материалу

 рождение нового знания

 выявление непознанного, постановка учеником новых целей обучения (новый «вызов»)

Приемы технологии критического мышления , используемые на стадии «Вызов» «Верные и неверные утверждения» «Корзина идей» «Дерево предсказаний» «Кластер»  «Ключевые слова»  «Сбор ассоциаций»

Приемы технологии критического мышления , используемые на стадии «Вызов»

«Верные и неверные утверждения»

«Корзина идей»

«Дерево предсказаний»

«Кластер»

«Ключевые слова»

«Сбор ассоциаций»

Кластер «Воздушное питание растений –фотосинтез»     Где происходит? Фотосинтез Для чего? Что образуется?   При каких условиях?

Кластер «Воздушное питание растений –фотосинтез»

Где происходит?

Фотосинтез

Для чего?

Что образуется?

При каких условиях?

Ромашка Блума

Ромашка Блума

Кубик Блума

Кубик Блума

Прием «Ассоциации» Сформулируйте определения фотосинтез

Прием «Ассоциации»

  • Сформулируйте определения фотосинтез
Приём «Корзина идей»

Приём «Корзина идей»

Приём «Знаю – хочу знать – узнал»

Приём «Знаю – хочу знать – узнал»

Прием «Чтение с пометками INSERT (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)» В тексте нужно делать соответствующие отметки и заполнять таблицу по окончанию чтения. Для детей, медленно читающих, текст сокращается. Не все дети умеют выбирать минимум нужной информации, они стараются переписать в таблицу всё, что отметили полными предложениями и абзацами. Нужно учить их делать это правильно, т.е. выписывать наиболее значимые фразы, отдельные слова, которые характеризуют факт или явление. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.

Прием «Чтение с пометками INSERT (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)»

В тексте нужно делать соответствующие отметки и заполнять таблицу по окончанию чтения. Для детей, медленно читающих, текст сокращается. Не все дети умеют выбирать минимум нужной информации, они стараются переписать в таблицу всё, что отметили полными предложениями и абзацами. Нужно учить их делать это правильно, т.е. выписывать наиболее значимые фразы, отдельные слова, которые характеризуют факт или явление. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.

Приемы устной и письменной рефлексии Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на общие рефлексивные вопросы:   Что на уроке показалось вам интересным?   Что вызвало затруднения?    Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Прием «Закончи предложение» Пример неоконченных предложений   Урок показал мне, что …   В ближайшее время я планирую …   Полученную информацию я считаю …

Приемы устной и письменной рефлексии

Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на общие рефлексивные вопросы:

 Что на уроке показалось вам интересным?

 Что вызвало затруднения?

 Какие предположения подтвердились?

  • Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

Прием «Закончи предложение»

Пример неоконченных предложений

 Урок показал мне, что …

 В ближайшее время я планирую …

 Полученную информацию я считаю …

Прием написания «Синквейна» Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу. Это возможно с помощью приемов написания «Эссе», «Синквейна». Синквейн – это выражение своих мыслей, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна: 1 строка – 1 существительное (тема) 2 строка – 2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка – 3 глагола (описывающие действия по теме)  4 строка – предложение (отношение к теме) 5 строка – 1 слово-резюме (синоним темы) Каждый учащийся в течение 3-5 минут составляет синквейн. Затем по желанию учащихся прослушиваем результат их творчества  1. Фотосинтез . Быстрый, активный. Меняет, влияет, происходит. Основан на химических реакциях. Процесс.  2. Фотосинтез. Биологический, регулярный. Преобразовывает, соединяет, создает. Играет важную роль. Термин.

Прием написания «Синквейна»

Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу. Это возможно с помощью приемов написания «Эссе», «Синквейна».

Синквейн – это выражение своих мыслей, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

1 строка – 1 существительное (тема)

2 строка – 2 прилагательных (раскрывающие тему)

3 строка – 3 глагола (описывающие действия по теме)

4 строка – предложение (отношение к теме)

5 строка – 1 слово-резюме (синоним темы)

Каждый учащийся в течение 3-5 минут составляет синквейн. Затем по желанию учащихся прослушиваем результат их творчества

1. Фотосинтез . Быстрый, активный. Меняет, влияет, происходит. Основан на химических реакциях. Процесс.

2. Фотосинтез. Биологический, регулярный. Преобразовывает, соединяет, создает. Играет важную роль. Термин.

Прием написания «Эссе»  Эссе – очерк, свободная трактовка проблемы, на 5 минут, более объемные можно дать как домашнее задание. Ученики пишут на предложенную тему, не останавливаются, не перечитывают, не исправляют. В своей работе отражают, что узнали, а также задают вопрос, на который не получили ответа. В старших классах учителю важно узнать мнение учеников по проблеме происхождения жизни, человека, о возможных путях эволюции человека в дальнейшем.   Процесс фотосинтеза является одним из важнейших биологических процессов, протекающих в природе, ведь именно благодаря ему происходит образование органических веществ из углекислого газа и воды под действием света, именно это явление и называют фотосинтезом. И что самое важное, в процессе фотосинтеза происходит выделение кислорода, жизненно необходимого для существования жизни на нашей удивительной планете…

Прием написания «Эссе»

Эссе – очерк, свободная трактовка проблемы, на 5 минут, более объемные можно дать как домашнее задание. Ученики пишут на предложенную тему, не останавливаются, не перечитывают, не исправляют. В своей работе отражают, что узнали, а также задают вопрос, на который не получили ответа. В старших классах учителю важно узнать мнение учеников по проблеме происхождения жизни, человека, о возможных путях эволюции человека в дальнейшем.

Процесс фотосинтеза является одним из важнейших биологических процессов, протекающих в природе, ведь именно благодаря ему происходит образование органических веществ из углекислого газа и воды под действием света, именно это явление и называют фотосинтезом. И что самое важное, в процессе фотосинтеза происходит выделение кислорода, жизненно необходимого для существования жизни на нашей удивительной планете…

Рефлексия Формируемые УУД Личностные: навыки самооценки Давайте вернемся к цели, проблеме урока. Смогли мы разрешить спор листьев и корней? Откуда растение взяло 65 килограммов питательных веществ? (Ответ: Растение из воды и углекислого газа, при использовании энергии света синтезировало органические вещества). Вывод:  учёный думал, что растение растёт и развивается с помощью воды. Растение строит своё тело с участием воды. Вывод: листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. Оцените свои знания и знания одноклассников. Урок оказался интересным, познавательным, поднимите темно зелёный листок, а для кого трудным и не интересным обесцвеченный зелёный листок. Замечательно, у нас получился красивый букет из зелёных листьев… Молодцы!

Рефлексия

Формируемые УУД Личностные: навыки самооценки

Давайте вернемся к цели, проблеме урока. Смогли мы разрешить спор листьев и корней? Откуда растение взяло 65 килограммов питательных веществ? (Ответ: Растение из воды и углекислого газа, при использовании энергии света синтезировало органические вещества).

Вывод:  учёный думал, что растение растёт и развивается с помощью воды. Растение строит своё тело с участием воды. Вывод: листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле.

Оцените свои знания и знания одноклассников.

Урок оказался интересным, познавательным, поднимите темно зелёный листок, а для кого трудным и не интересным обесцвеченный зелёный листок. Замечательно, у нас получился красивый букет из зелёных листьев…

Молодцы!