Развитие математических способностей у детей младшего школьного возраста
Что же это такое «развитие математических способностей»? Само это понятие является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, необходимых для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Значимым компонентом в формировании «картины мира» ребенка являетсяматематическое развитие.
В начальной школе курс математики далеко не прост. Часто дети испытывают затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, это является одной из основных причин потери интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач учителя и родителей - развить у ребенка интерес к математике. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.Использование разнообразных дидактических игр способствует формированию у ребенка математических представлений.
Хотелось бы, говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, прежде всего указать на несколько распространенных среди педагогов заблуждений.
Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей.
Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул.
В-третьих, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов.
Но особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математическим способностям. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.
В книге «Психология математических способностей детей младшего школьного возраста» Крутецкий В.А. различает девять компонентов математических способностей:
1) способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;
2) способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;
3) способность к оперированию числовой и знаковой символикой;
4) способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;
5) способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;
6) способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);
7) гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
8) математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;
9) способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.
Многие родители считают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать ( обычно это выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах
10). Однако при обучении эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и крайне низкая сформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой». В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).Не случайно, в последние годы во многих школах проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс. Основным содержанием - являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера, т.к. уже с первых уроков ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Логические операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование, в литературе называют логическими приемами мышления.
При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности независимо от начального уровня развития ребенка.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Логические задачки могут быть следующими:
- У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3)
Очевидно, что деятельность ребенка в процессе выполнения данных заданий развивает не только математические способности и логическое мышление, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность и т. д.
Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Математика – сложная наука, которая может вызвать значительные трудности во время школьного обучения. Да к тому же далеко не все дети обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Благодаря игровым заданиям удаётся сконцентрировать внимание, привлечь интерес даже у самых несобранных детей младшего школьного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать.Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения, они учатся выполнять различные действия, у них развивается память, мышление, творческие способности.