Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков чтения»
В чтение, можно выделить 3 основных момента:
Восприятие данных слов. Основа процесса чтения – это возможность по увиденным буквам понять и воспроизвести слово, которыми оно обозначается. Человек смотрит на буквы в тексте, понимает, какое слово обозначает их сочетание, поэтому он может прочитать данное слово. Помимо зрительной функции, в этом процессе участвует память и воображение человека.
Понимание контекста, который связан с прочитанными словами. Когда мы читаем какое-нибудь слово, то в нашем сознании происходят определенные изменения, которые связаны с пониманием только что прочитанного. В сознании может возникать какой-нибудь яркий образ, либо чувство или какой-нибудь логический процесс.
Оценка прочитанной информации. Процесс чтения предполагает не только сам факт того, что человек прочитал текст (рассказ, книгу), но и то, что он может проанализировать прочитанное, выделить основные моменты, рассказать о смысле текста.
Вдумчивое чтение является средством приобщения ребенка к культурной среде, его погружения в мир литературы, прочтение которой прямым образом сказывается на развитии личности.
Мотивом чтения всегда является потребность. У ребенка – это первоначальное желание научиться читать, т.е. речь изначально идет об освоении звуковой системы, умении понимать слово на основании прочитанных букв.
Когда эти навыки освоены, у ребенка возникает другая потребность – понимать смысл прочитанного, что обозначает то или иное слово. По мере развития усложняются и мотивы чтения – теперь ребенок хочет понять смысл самого рассказа, мотивы и желания героев, анализ их поступков и т.д.
Для учеников 1-2 классов основной задачей является нахождение точки зрения героев и рассказчиков в тексте.
Для этого дети должны владеть следующими навыками:
Заинтересованность и эмоциональное сопереживание.
Работа с самим текстом в позиции читателя (под руководством преподавателя).
Формирование собственного высказывания (написание сочинения по прочитанному, рассказа от имени героя произведения и т.д.).
По мере взросления детей навыки усложняются. Ученики 3-4 классов уже должны уметь понимать общий смысл всего произведения, уметь разделять собственную позицию как читателя и то, что именно хотел сказать автор.