Развитие навыков языкового анализа и синтеза как профилактика нарушений письма у первоклассников.
Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому, для овладения ею, ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложения на слова, слов на слоги и слов на звуки) самым сложным для детей является последний — фонематический анализ слов. Под полным фонематическим анализом слова подразумевается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть четко представлять себе его звуковую структуру. В частности, ребенок должен уметь определить следующее:
— какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова;
— сколько всего звуков в слове;
— какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т. д.);
— каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова (например, какой звук в слове «лампа» слышится перед М и какой после М).
Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков. Ребенок, владеющий синтезом звуков в слово, должен уметь ответить на вопрос типа: «Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а?» (звуки произносятся по – одному, с паузами между ними).
Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет записать его правильно: не пропуская в нем никаких букв, не вставляя лишних букв и не меняя их местами. Если же звуковая структура слова является для ребенка довольно «туманной», то ее искажение на письме будет неизбежно — появятся пропуски и перестановки букв или добавление лишних букв, то есть возникнет дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
Основная задача учителя – логопеда общеобразовательной школы – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи. Именно поэтому основное внимание учитель – логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6 – 7 летнего возраста) с фонетико – фонематическим и общим недоразвитием речи.
Главной задачей начального этапа коррекционно – развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это означает, что у детей, имеющих ОНР, необходимо сформировать:
полноценные фонематические процессы;
представление о звуко – буквенном составе слова;
навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова.
Развитие навыков языкового анализа и синтеза – это одно из необходимых условий овладения письмом, которое представляет собой значимую проблему совершенствования логопедической практики.
Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребёнка не только во внешнем (речевом), но и во внутреннем плане (по представлению). Центральное место, как на логопедических занятиях, так и на уроках, должна занимать работа по развитию и совершенствованию фонематических представлений, проводимая на основе анализа звучащей речи, в процессе которой дети уточняют практические представления о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном.
Оптимизация коррекционного обучения требует одновременной работы над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим в занятия по развитию навыков языкового анализа, методов устного опережения целесообразно включать элементы связной речи. Руководствуясь вышеизложенными принципами можно рассмотреть систему комплексного подхода к развитию навыков языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста в целях профилактики нарушений письменной речи.
Единственный путь преодоления нарушений письма на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока – это обучение ребенка приемам звукового анализа и синтеза слов и анализа речевого потока в целом. Только тогда, когда он будет совершенно отчетливо представлять себе звуковой состав каждого записываемого слова, можно будет не сомневаться в том, что он «не забудет» обозначить буквой ни один из составляющих это слово звуков и сумеет воспроизвести правильную их последовательность.
Прежде всего, нужно научить ребенка делить каждое предложение на отдельные слова и правильно определять их количество. При этом особое внимание должно быть обращено на предлоги и союзы, которые также являются самостоятельными словами и поэтому пишутся отдельно от значимых слов. Для наглядности можно использовать графические схемы предложений, отражающие количество составляющих их слов. Например:
I_______ _______. Девочка читает.
I_______ _______ _______. Девочка читает книгу.
I_______ _______ _______ _______. Книга лежит на столе.
Ребенку могут быть предложены такие задания:
• придумать предложение по заданной графической схеме;
• составить графическую схему данного предложения (например: ДЕТИ ПОШЛИ В ЛЕС);
• определить место данного слова в предложении (какое по счету?) и пр.
Поработав с графическими схемами предложений; ребенок уже не забудет начать запись предложения с большой буквы, которая в схеме отображена вертикальной палочкой и в конце его поставить точку. Он будет также понимать, что между всеми словами на письме должны быть оставлены интервалы и что предлоги и союзы обязательно должны писаться отдельно от тех слов, к которым они относятся.
Подобным же образом нужно научить ребенка делению слов на слоги и звуки. Для деления слов на слоги он должен прежде всего уметь разграничивать гласные и согласные звуки и выделять гласные звуки в слове. Для этой цели можно предлагать задания на называние в слове одних только гласных звуков (У и А в слове УТКА), на придумывание слов с определенным гласным звуком и т. п. И только после того, как ребенок научится без затруднений находить гласные звуки, ему можно будет сообщить хорошо известное правило: «сколько в слове гласных, столько и слогов».
Далее используются слоговые схемы слов, например:
___ дом, кот, слон, тигр;
___ ___ лу-на, вес-на, кар-ман;
___ ___ ___ ма-ли-на, кар-ти-на, по-ми-дор.
Ребенку предлагаются следующие задания по слоговому анализу слов:
• подобрать несколько слов к заданной графической схеме;
• составить графическую схему к каждому из данных слов (ДВОР, ТУЧА, ТРАКТОР, КАРТОФЕЛЬ и т. п.);
• составить слова из слогов, данных вразбивку (ни-са, га-кни, ши-ма-на, та-ра-ке и пр.);
• придумать несколько слов с первым (последним, средним) слогом РА (РАМА, РАДУГА, РАДОСТЬ, РАКИ) или любым другим слогом.
В процессе работы над анализом слов ребенку предлагаются однотипные упражнения, но касающиеся уже не слогового, а звукового анализа, например;
• определить количество звуков в слове (сколько звуков в словах ШАР, СВЕТ, КРАН, КАРТА, СТРАУС и т. п.);
• определить последовательность звуков в слове (какой звук первый в слове КОВШИК? А второй, третий, четвертый...?);
• определить место звука в слове (какой звук находится перед Р в слове ВЕРБА? А какой после Р)?
• придумать слово, состоящее из четырех (трех, пяти и т. д.) звуков;
• составить слово из звуков, данных в беспорядке (М, Л, О— ЛОМ);
• составить из данного слова новое путем добавления к нему одного звука (РОТ — КРОТ; ОСЫ — РОСЫ; ОЛЯ — КОЛЯ и т, д.);
• составить из данного слова новые слова путем изменения в нем первого звука (ДОМ — РОМ — КОМ — ЛОМ — СОМ — ТОМ; КОТ — БОТ — ВОТ — ДОТ — МОТ — ПОТ — РОТ — ТОТ);
• составить как можно больше слов из звуков данного слова (ТРАКТОР — РОТ — КОТ — ТОРТ — РАК — РОК — ТАК — РОТА—КТО—ТОК
и т.д.).
Все приведенные здесь виды работы по анализу речевого потока в конечном итоге научат ребенка четко и быстро ориентироваться в нем и правильно отображать его на письме, благодаря чему для существования данного вида нарушения письма больше уже не останется места.
ГБОУ Бирская коррекционная школа – интернат
для обучающихся с ТНР
Выступление
на школьном методическом объединении
учителей-логопедов
на тему:
«Развитие навыков языкового анализа и синтеза как профилактика нарушений письма у первоклассников»
Подготовила:
учитель – логопед
Шамшеева А.И.
Бирск – 2016
Виды работ при устранении дисграфии.
1. Зрительно-предупредительный диктант. Здесь обязательна коррекция произношения и анализ трудных для письма слов — в целях привлечения внимания к звуко-букве (л здесь мягкий или твердый? В каких словах он слышится?). Запись ведется по фразам, применяется в начальных стадиях работы. Хорошо иметь готовые таблицы текстов или отбрасывать на экран зеркальный текст эпидиоскопом.
2. Слухо-предупредительный диктант усложняется коррекцией трудных звуков при повторении детьми продиктованного и анализом трудных для произношения слов. (Почему второй буквой напишешь г? — Она звонкая.)
3. Творческое списывание.
1) Расположить слова текста по колонкам. Текст: Саша мой сердечный товарищ. У него доброе сердце и т. д.
с ш ч щ ц
Саша Саша Сердечный Товарищ Сердце
2) Дописывание тематических слов: маляр красит кры...; трубочист вымел са....
3) Вставка оппозиционных букв в паронимы (ел — ...уп, заболел — ...уб).
Творческое списывание широко используется для домашних заданий.
4) В подобных случаях вслед за устным производится письменный анализ звукового состава слова с использование разрезной азбуки, после чего слово записывается под диктовку. Для облегчения анализа используются наглядные схемы в виде цветных полосок или линий.
___ ___ ___ предложение: Петя читает книгу.
__ __ __ слова этого предложения.
_ _ _ _ _ _ _ слоги этого предложения.
............... звуки (буквы) этого предложения.
Разобранное по схеме, складывается из букв разрезной азбуки и затем записывается под диктовку или по памяти. Полагаем, что цвет всех полосок, во избежание отвлечения внимания и путаницы, должен быть одинаковым.
Подробный анализ иногда производится под хлопки в ладоши, со сгибанием пальцев с последующим обозначением черточками на классной доске.
5. Логопед произносит звук, а ученик находит соответствующую букву в кассе разрезной азбуки и сам произносит, иногда предварительно повторяяза логопедом этот звук и т.п.
9