СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие навыков общения у младших школьников в учебном диалоге

Нажмите, чтобы узнать подробности

Навык общения в учебном диалоге обеспечивает социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков общения у младших школьников в учебном диалоге»

Алейник А.И.

Развитие навыков общения у младших школьников

в учебном диалоге


Обновленные требования ФГОС НОО ориентируют современного учителя на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно изменяющемся мире, отражать социально-экономические требования будущего, готовой к разработке собственной линии поведения, осуществлению нравственного выбора и ответственности за свои поступки, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

Навык общения с использованием диалога обеспечивает социальную компетентность и учет позиции других людей, участников общения или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Современная педагогика и практика работы учителей и, прежде всего, педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, И.В. Волкова, Е.И. Ильин, С.Н. Лысенкова и др.) доказывает огромное значение культуры общения педагога и обучающихся для их развития, для формирования их коммуникативной культуры.

В связи с этим перед школой стоит задача повышения эффективности мыслительной деятельности и общения детей, решение которой непосредственно связано с учебным диалогом. Именно такой подход позволяет выделить приоритет ученика как личности, обеспечить развитие его умственных и коммуникативных умений.

Навык общения в учебном диалоге обеспечивает социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В последнее время современная школа всё больше стала опираться в построении учебного процесса на его интерактивные формы и рассматривает эти формы как основу личностного развития школьников (Е.В. Коротаева, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская). Учебный диалог при такой организации процесса обучения занимает одно из первых мест.

Технология обучения с использованием учебного диалога является одной из ведущих в числе технологий личностно-ориентированного образования. Основное назначение такого обучения состоит в том, что в процессе диалога на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для отстаивания своего мнения и своей позиции.

На основании изученной нами педагогической литературы по исследуемой проблеме можно выделить следующие характеристики учебного диалога:

1) диалог может быть реализован при несовпадающих смысловых позициях по поводу некоторого объекта;

2) под понятием «диалог» понимается два типа диалога: внутренний (общение субъекта с самим собой) и внешнее (субъект-субъектные отношения). В то время, как монолог  одна смысловая позиция, даже если ее развивают несколько участников. Диалог нельзя подменять полемикой, характеризующейся тем, что ведущий полемику стремится любыми средствами сам убедить, опровергнуть противника, не пытаясь понять противоположную сторону. Оспаривание той или иной точки зрения приводит ученика к осознанию того, что есть другой способ решения, т.е. способствует развитию у школьника «внутреннего оппонента»;

3) личностное отношение к предмету в единстве с некоторой объективностью суждений [1, с.95].

Диалог в процессе общения учителя с учеником будет осуществлен тогда, когда будут выполнены некоторые условия диалога:

- у участников диалога разные точки зрения на решение проблемы;

- участники диалога, развивая собственные позиции, осуществляют это за счет мнений других: взаимообогащение, взаимоотражение позиций, т.е. диалоговое общение отличается от монолога тем, что всегда содержит побуждение к следующей реплике [1].

В технологии развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) разработана определенная логика подводящего диалога, характерная для уроков постановки учебной задачи.

1-й этап – создание «ситуации успеха». На этом этапе детям предлагается конкретно-практическая задача, опирающаяся на прошлый опыт ребенка. Каждый ученик индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

2-й этап – возникновение ситуации «интеллектуального разрыва». Детям предлагается похожая по внешним признакам конкретно-практическая задача, которую они решить уже не могут, так как она ориентирована уже на новый способ действия. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха («никто не может»). Это положительная эмоция, так как нет переживания неуспеха на фоне успеха другого.

3-й этап – фиксация «разрыва» в графико-знаковой форме и формулировка учебной задачи в словесной форме. На этом этапе дети вместе с учителем должны сформулировать то, чего им сейчас не хватает, то есть испытать «дефицит своих способностей». Для этого необходимо проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла трудность? Тогда и появляется учебная задача: «Что же мы будем делать дальше?» или «Ребята, как бы вы сформулировали задачу наших последующих действий?» [3, с.14-15].

Правила ведения диалога усваиваются учащимися постепенно, в процессе систематической работы. Они могут быть вывешены в классе на плакате, могут быть оформлены в виде памятки. В случае затруднения учащиеся могут к ним обращаться. Рассмотрим правила ведения учебного диалога:

- не говорить всем сразу;

- во время диалога смотреть на говорящего (учителя или ученика);

- реагировать жестами или знаками на реплики говорящего (согласен, не согласен, не понял);

- возражая или соглашаясь с человеком, выслушивать его мнение до конца;

- проявлять уважение к говорящему, выслушивать его мнение до конца;

- не допускать насмешек и недоброжелательных, обидных комментариев [3, с.36].

В ходе включения учащихся в учебный диалог по изучаемой теме урока мы предлагаем детям задания направленные на формирование умений учитывать другое мнение и позицию, контролировать свои действия и действия партнера, договариваться и приходить к общему решению и адекватно использовать средства устной речи в соответствии с поставленной задачей. Это обеспечивается путем организации работы в парах и группах.

Таким образом, ученик в диалоге – это не просто «потребитель знаний», а активный участник процесса их добывания. Именно такое конструктивное, содержательное, равноправное общение является одним из важнейших условий всестороннего развития личности младшего школьника.


Литература

  1. Абрамкина О.Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ольга Геннадьевна Абрамкина. – Орел, 2003. – 243 с.

  2. Вороницына Е.В. Диалог как средство организации учебной деятельности / Е.В. Вороницына // Практика образования. – 2010. – № 4. – С.35-38.

  3. Поздеева С.И. Как организовать учебный диалог в начальной школе / С.И. Поздеева // Начальная школа. 2003.№4. С. 14-15.