Тема: ««Методологические и содержательные проблемы современных технологий и практик преподавания. Взгляд преподавателя предметного блока история. Развитие навыков XXI века на уроках истории»
Главный урок истории – никто не извлекает уроки из уроков истории. (Б. Шоу)
Сегодня образование переживает очередные реформы, связанные с иным его пониманием, что вызвано существенными изменениями в современном мире.
Как и всегда, роль образования, по сути, состоит в становлении учащихся в качестве активных и успешных членов общества. И, хотя сущность роли образования сегодня не изменилась, все же имеются некоторые важные перемены, которые необходимо осмыслить.
Произошли изменения в обществе. Мы не можем адекватно готовить учеников для общества, которое существует сегодня или будет существовать завтра, если будем продолжать готовить их для общества вчерашнего дня. [9]
Мы живём в век неопределённости и многомерности, коллективного разума, космического сознания, социальных и коммуникативных сетей. Дети уходят в глобальный мир интернета, Мы не успеваем учить их. Всё это сравнимо с переходом от птолемеевской к коперниковской системе мира. Наше время – точка бифуркации – критического состояния. Отсюда и смена парадигмы. И в обществе, и в культуре, и, особенно, в образовании это обозначает переход в другую систему координат. «Широкое общее образование» уходит в прошлое.
На основании предложенного Ридера сформулируем 3 тезиса о современном образовании
Школа для жизни? или Школа - жизнь.
Не только знать, но УМЕТЬ и ЛЮБИТЬ учиться.
ЗУН устарели? УУД непонятны? А что будет вместо?
«Учёба для жизни» - осмысленное обучение. ФГОС требует психологической установки на изменения. Для меня важно увидеть, найти личный смысл во ФГОСах. Пока же имеет место тревожность, чтобы не получилось как по Черчиллю: успех – это движение от неуспеха к неуспеху, но с энтузиазмом. Больше вопросов, чем ответов: а не подстраиваем ли мы то, что делаем под требования к результатам, не очередная ли это компанейщина и имитация. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ в КЛАССЕ? Реплики «мы и так всё это делали», но.. низкое качество результатов мониторингов разного уровня говорят за себя. Наши дети показывают высокие результаты в знаниях, и низкие в способах их применения. Российская школа «выдаёт» ученика информированного, но мало что умеющего, избегающего «неопределённостей» наполняющих реальную жизнь…
Прежде, чем что-то менять, надо разобраться в себе. Не быть учителем-«суфлером»: продиктовал определения понятия, велел вызубрить, привел «примерчики» из учебника и проверил «правильность». Это – обучение попугая! Запуска мышления не произойдет!
Любой цветок неотвратимо вянет
В свой срок и новым место уступает:
Так и для каждой мудрости настанет
Час, отменяющий ее значенье.
И снова жизнь душе повелевает
Себя перебороть, переродиться,
Для неизвестного еще служенья (Герман Гессе)
Одна из причин нежелания меняться - низкая мотивация для изменений своей деятельности - нет трудового усилия [7], неспособность учителя удивить, успокоенность, большая нагрузка, материальное положение,…А ведь фраза «ученик, который учится без желания – это птица без крыльев» (Саади) применима и к нам, учителям.
Б. Наумов в статье «Легко ли быть врачом» выделяет три уровня специалиста:
- первый – воспроизводит полученные знания, но в нашей школе 30% детей с умственной отсталостью, которые могут воспроизводить с подсказками;
- второй – правильно распознавать, с каким объектом имеешь дело,
- третий – уметь применять на практике,
- четвёртый – творческий: умеет развивать полученные знания.
Хотела бы дополнить последнее – обладает знаниями, способами деятельности, в том числе творческой, готов решать проблемы разной степени сложности, ко всему имеет эмоционально-ценностное отношение. Наш выпускник должен быть хоть немножко предпринимателем – понять, что выходит у него лучше всего и найти спрос на свою деятельность. Иметь хорошую устную и письменную речь, быть знакомым с футуристами (знать о прогнозах).
Всё это требует глубокого переосмысления парадигмы преподавания истории, перехода к новой системе. В условиях новых требований к результатам шаблоны мертвы. С чего начать? Скринировать уровень собственных предметных, технологических компетенций и работать над их совершенствованием через самообразование, участие в семинарах и конференциях и др. [7]
Как надо менять? Это самый трудный вопрос: как перейти от одного состояния образовательной системы к другому? Каков оптимальный путь? Создавать ситуации личностного восприятия действительности, обеспечить личное действие. Работа с текстом – приоритет для учителя. Уметь осмыслять и оценивать содержание, текстопонимание и формирование потребности в текстопотреблении – требуют применения исследовательских методов, кейс-технологий, проектирования и проблемного диалога. Системно-деятельностный, личностноориентированный, компетентностный подходы – триединство современного образования.
На мой взгляд, ФГОС избыточен, недостижим, поэтому необходимо расставить приоритеты. Принцип «учёба для жизни» требует ориентироваться на более значимые проблемы для данной среды и данного класса, обучение организовать через реконструкцию опыта, нестандартные ситуации.
Проблемы здесь вижу в несовершенстве проверки достижений, моя жизнь по-прежнему зависит от произвола администратора, тех, кто проверяет меня.
На основе изучения представленных в Ридере материалов, можно обозначить основные подходы к преподаванию истории:
1) преподавание с учётом многоуровневого представления истории и многоаспектного (многофакторного) характера истории;
2) синхронизация курсов отечественной и всеобщей истории;
3) историко-культурологический, историко-антропологический, системно- деятельностный подходы и технологии их реализации на уроках истории;
4) изучение проблем духовной и культурной жизни России на уроках истории;
5) реализация принципов дифференциации и индивидуализации образования при преподавании истории;
6) виды исторической информации и способы работы с ними на уроках истории;
7) дискуссионные подходы к изучению «трудных вопросов истории».
Задача развития и воспитания личности в преподавании обществоведческих курсов является приоритетной. [3]
Учитель истории должен уметь ответить на вопросы зачем, чему и как учить.
Зачем учить историю? –
дать знания – это имена, даты, факты, понятия или же представление об историческом процессе как последовательности событий;
воспитывать патриотов? – через историю (имена, события, факты связать с гражданскими ценностями);
через понимание дать представление об историческом процессе, научить анализировать прошлое и через это понимать историческую обусловленность современного мира. [4]
Триединство знаниевого компонента, ценностно-эмоционального и деятельностного – условие для обеспечения высокого качества исторического образования.
Чему учить? – предметное содержание должно соответствовать требованиям ФГОС. Учитель истории для учеников порой является единственным носителем правды о прошлом. Сегодня об этом много говорят. А может ли существовать правда о прошлом – «одна на всех»? По главным, системообразующим вопросам – да. А вот по всем проблемам, наверное, нет. И чем они ближе к нашему времени, чем больше они задевают индивидуальные судьбы конкретных людей – тем сложнее договориться об общей правде. Тем более если под ней «струится кровь». А этой крови в ХХ веке на родной земле было пролито столько, что нет в России уже ни одной семьи, у которой не было бы личного исторического счета. ХХ век поломал судьбы отдельных людей, и целых народов. И СССР здесь принимал деятельное участие, причем в роли как жертвы, так и палача. В нашей истории были и светлые, и славные, и, мягко говоря, незнаменитые страницы – это тоже надо понять и признать. «Россия – страна с непредсказуемым прошлым»
«И чем наше время ни меряй,
мы сделали все, что сумели,
а что мы сумели – спросите у целой Земли» [6]
– эти строки советского поэта применимы к любой эпохе истории России.
Мы не можем знать, как было на самом деле, мы знаем только прошлое, отражённое в исторических источниках. Поэтому научное знание о прошлом не является неизменным, оно постоянно меняется. Овладеть умениями поиска, систематизации, анализа исторической информации
«Кто управляет прошлым, тот управляет будущим» – этот лозунг из романа Джорджа Оруэлла не утратил злободневности и сегодня, доказательством чего служат последние события на Украине. Избегать оценок, значит потерять доверие своих учеников.
Как учить?
Возможно, самое важное преимущество "бесполезного" знания в том, что оно способствует созерцательному складу ума. В мире существует слишком много готовности не только к действиям без надлежащего предварительного обдумывания, но также к случайным действиям, на которые мудрый человек не пошел бы (Б. Рассел «Бесполезное знание»)
То есть, эффективно организовать образовательный процесс, формировать компетенции: исследовательские, социально-мировоззренческие, информационно-коммуникативные.
Принципами обучения для своей деятельности определила следующие:
в центре обучения –Ученик,
эмоции играют ключевую роль в обучении,
индивидуальные различия важны,
амбициозные задачи для каждого,
оценивание для обучения, оценивание помогает обучению,
персонализация,
ребенок –первооткрыватель,
совместная работа учеников,
«большие идеи» в предметах.
Сформулируем вопросы:
- Какие стратегии наиболее эффективны в реализации ФГОС? – деятельностный подход и личностно-ориентированные принципы обучения; проблемный подход и самостоятельность в поисках нужной информации. [1]
- Как возрастные и другие особенности учащихся будут влиять на выбор стратегии преподавания?
- Определить УУД, на формирование которых будет направлен конкретный урок?
- Осознать целесообразность и значимость выбора методов и приемов обучения.
Здесь уместно напомнить притчу «Рыбий жир». Один человек решил давать своему доберману рыбий жир: ему сказали, что это очень полезно для собаки. Каждый день он зажимал между колен голову вырывающегося пса, насильно раскрывал ему челюсти и проталкивал жир в глотку.
Однажды пёс вырвался и разлил жир на полу. Затем, к великому удивлению хозяина, он вернулся и стал вылизывать лужу.
Оказалось, что он противился не самому рыбьему жиру, а способу, каким этот жир ему вливали.
Формирование учебной мотивации считаем одной из центральных проблем сегодня в школе. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Создать мотивацию для самостоятельных учебных действий – первый и значимый шаг. Любая деятельность начинается с постановки цели, и когда эта цель усвоена учеником, он может понять и сформулировать задачу, при решении которой необходимо создать ситуацию успеха, для чего подобрать задания разного уровня сложности.
Реализация системно-деятельностного подхода, повышение самостоятельности и мотивации обучающихся могут быть достигнуты путем использования:
- интерактивных образовательных технологий и методов (учебного проектирования, учебного исследования, технологии обучения в сотрудничестве, игровых технологий, ориентированных на возрастные особенности разных групп обучающихся, в том числе деловых и ролевых игр, методов моделирования реальных ситуаций, дебатов и др.);
- методов дополнительного образования и внеучебной деятельности (с опорой на традиционные формы коммуникации и цифровую социальную среду) из проекта концепции преподавания обществознания в Российской Федерации
Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Хотелось бы остановиться на некоторых приёмах и методах создания мотивации.
1. Игрофикация (геймификация - использование виртуальных игр) использует вовлечение в игру там, где обычно для игры нет места. Многие эксперты назвали игрофикацию одним из самых важных трендов в индустрии информационных технологий. Игрофикация может применяться в любой отрасли и в любом месте для того, чтобы вовлечь людей и развлечь их, превращая пользователей в игроков [10].
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Технологии проблемного обучения, проектного обучения, ТРКМ – технологии, рекомендуемые при изучении истории. Они предусматривают выполнение заданий на сопоставление, аргументацию, проектирование новых способов деятельности, кейс – технология, которая представляет собой обучение посредством создания проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, которые содержатся в разных источниках. Содержанием учебных занятий и внеурочной работы по истории должно быть знакомство учащихся с различными видами исторических источников (летописями, законодательными актами, договорами, личными дневниками, периодической печатью, фотографиями и др.), способами их обработки, формирование у школьников навыков их оценивания и т.д.[3, 32-35]
Построение учебного процесса в рамках предмета «история» вообще невозможно без обращения к вышеобозначенным. Логика развития тестов ГИА и ЕГЭ за последние годы, олимпиадных заданий по предмету показывают также увеличение числа вопросов и заданий, связанных с источником.
Перечислим компоненты примерного урока истории:
- проблемный заголовок урока;
- целевая установка;
- чёткая структура: этапы учебного занятия, приёмы и средства обучения, познавательные задания и т.д.;
- логически завершённые комплексы источников, которые предлагаются ученикам для индивидуальной, групповой или парной работы;
- последний этап урока, резюмирующий ответы ребят на ключевой вопрос темы занятия, их эмоции и настроения, перспективы дальнейших исследований.
Уверена, что урок можно считать современным, если его содержание содержит базовые национальные ценности, включает исследовательскую деятельность с разнообразными источниками, вопросы направленые на формирование навыков критического мышления (способность решать возникшие трудности и проблемы через возможность подходить к решению с разных сторон, а не только стандартными способами), креативности (способность качественно работать с информацией, нестандартно мыслить и генерировать идеи), коллаборации (умение взаимодействовать и работать в команде, коллективно сотрудничать), презентации (умение коммуницировать о своих идеях и созданных продуктах). Обобщила опыт работы по стратегии дебаты «за» и «против», практикую ромашку Блума. На будущее хочу отработать приёмы фишбоун («рыбья кость»), пирамидная история, РАФТ и др.
Завершить эссе хочу снова словами Бертрана Рассела: Во всех делах полезно периодически ставить знак вопроса к тому, что вы с давних пор считали не требующим доказательств.
Список литературы:
Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта//Преподавание истории в школе.– 2012. – № 1.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. –Москва: «Просвещение», 2012. – 192 с.
Историко-культурный стандарт как основа новых школьных учебников по отечественной истории//Справочник заместителя директора школы. - 2014. - №1. – С.32-35.
Материалы конференции ВШЭ, ноябрь 2013; семинара-практикума для учителей истории, апрель 2014.
Хуторской А.Н. Деятельность как содержание образования//Народное образование. – 2003.- №8.
http://www.nvspb.ru/stories/rossiya-strana-s-nepredskazuemym-proshlym-47249 Россия - страна с непредсказуемым прошлым // Александр Филюшкин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории славянских и балканских стран исторического факультета СПбГУ
http://perm.hse.ru/okrug Любимов Л.Л. Наиболее трудные проблемы реализации ФГОС.
http://perm.hse.ru/okrug. Любимов Л.Л. Необходимо пересмотреть подходы к гуманитарному образованию.
http://www.ed-today.ru/poleznye-stati/162-4-glavnykh-pravila-obucheniya-v-xxi-veke. 4 главных правила обучения в XXI веке.
http://ed-today.ru/poleznye-stati/182-14-obrazovatelnykh-kontseptsij-o-kotorykh-dolzhen-znat-kazhdyj-pedagog. 14 образовательных концепций, о которых должен знать каждый педагог
5