СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие орфографической зоркости младших школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективные способы решения проблему у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
««Развитие орфографической зоркости младших школьников».»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

141091, М.о., г.о. Королёв, мкр-н Первомайский, ул. Горького, д.16

















Тема самообразования:

«Развитие орфографической зоркости младших школьников».









Составитель:

учитель начальных классов

Юрова А.Н.







г. Королев-2018г.




«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаёшь,
и любить тех, кому преподаёшь».
Василий Ключевский.





Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников».



Цель:  представляет собой попытку выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки.



Задачи:

- на основе анализа лингвистической и психолого–педагогической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;

- определить методическую обеспеченность обучения орфографии, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для учащихся начальных классов;

- разработать методическую систему формирования орфографической зоркости и проверить эффективность предложенной методики посредством экспериментальной работы в школе.



Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. Изучение состояния орфографической зоркости учащихся начальных классов показало, что процент видения орфограмм младшими школьниками низок. Такое положение дел в начальной школе проистекает:- во-первых, из-за отсутствия единства взглядов на природу русской орфографии, на лежащие в ее основе принципы. (В настоящее время четко определились две теоретические концепции русской орфографии: морфологическая и фонематическая);- во- вторых, из-за неразработанности научно обоснованной системы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

Предметом исследования являются  методические приемы обучения орфографии русского языка.

Упражнения по выработке орфографической зоркости я расположила в определённой  последовательности:



 Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, поговорить индивидуально.



 Списывание (основа проговаривания по слогам) .  Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.



Комментированное письмо.  Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая  и не забегая вперёд.  Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.



Письмо по памяти.  Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность.



Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.



 Письмо под диктовку.  Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, а дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся),. Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.



Игры.



  1. Игра «Спрячь Ь  в середину слова:»: день - деньки; пень - пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

  2. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля,   м . ря,    с . ды. Объясни , почему вставили такие буквы.

  3. Игра «Подбери буквы»: Красивы русские  л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

  4.  Игра «скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:

рука…                      бере…      

лу…                          моро…

зимний  ле…           гладкий лё…

  1. Игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки» зажигаем на доске с помощью красного мела , затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.



Чтобы вызвать интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например, при изучении правила о написании слов с большой буквы использую следующее стихотворное правило:



     Имена, фамилии - Начинает буква

     Клички, города – Важные слова:

     Все с заглавной буквы Иванова Анна,

    Пишутся всегда. Шура и Москва.



   Правописание ЖИ – ШИ

Лыжи. Мыши и ужи

  Шины, ёжики, чижи,

  ЖИ да ШИ. ЖИ да ШИ

  С буквой И всегда пиши.









Мягкий знак – показатель мягкости.

   Мягкий знак, мягкий  знак ,

   Без него нельзя никак!

   Станут «пенками» - «пеньки»,

  «Уголками» - «угольки»,

   Без него не написать.

  Тридцать, двадцать, десять, пять

  «Банька» в «банку» превратится,

   Вот, что может получиться,

   Вместо «шесть» получим «шест»,

   Вместо «есть» получим «ест»,

   Если будем забывать

   Мягкий знак в словах писать.





Упражнения с элементами какографии.



Этот прием позволяет изменить, в определенной степени, манеру общения учителя и детей – общение становится более живым.



                 Дарагой друк!

Пишыт тибе Пьос. Как ты жывёш?

Я лублу делать уроки.

У гриши жыл Кот рыжик



Я считаю, что использовать этот прием при закреплении и повторении пройденного не только нужно, но и необходимо, и полезно.



Работа с перфокартами.



Один из удачных приемов, который способствует закреплению необходимых орфографических навыков







Творческие подход .  Дети очень любят этот вид работы.



Орфографические сказки.

     Однажды гласные О и А гуляли по лесу., собирали ягоды. Вдруг они так поссорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда О и А стоят без ударения, то хочет занять место и та и другая. И тут на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании не могло быть . Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные О и А. С тех пор эти дети пишут грамотно.























































Литература.

  • Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н.Богоявленский \ М., 1966

  • Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д.Н.Богоявленский // Начальная школа. – 2003 - №4 – с. 39

  • Жедек П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение. 1992.

  • М.С.Соловейчик, О.О.Харченко Материалы курса «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах». Лекции.-М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

  • Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы . Э.В. Якубовская . М.: Просвещение 2017



8