Развитие
психических процессов
у детей
Педагог- психолог
МАОУ СОШ № 48 г. Тюмени
Рычихина Александра
Анатольевна
Определение готовности ребенка к обучению в школе
Готовность ребенка к школе – это совокупность физических, интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных и личностных качеств, которые помогают ребенку успешно освоить школьную программу, осознать себя в новой социальной роли школьника, адаптироваться к новому коллективу, усвоить правила и обязанности новой школьной жизни.
Школьная готовность:
- Умение ориентироваться в окружающем мире.
- Развитие (сформированность) психических функций.
- Развитие речи.
- Развитие крупной или мелкой моторики.
- Сформированность мотивации к обучению, положительное эмоциональное отношение к школе.
Ориентация в
окружающем мире
Дети придя в школу должны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, обладать сведениями о предметах окружающего мира, иметь элементарные знания о закономерностях природных явлений, о своем месте в окружающем мире (в семье, в детском коллективе и т.п.)
Развитие психических процессов
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, память, мышление и воображение, речь. Благодаря данным процессам ребенок получает сведения об окружающем его мире и о самом себе.
Память
Развитие памяти. Память — это психический процесс, который заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта, позволяющие накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, умений, навыков.
При определении готовности к школе исследуются такие виды памяти, как образная (зрительная) и словесно-логическая (слуховая).
Внимание
Определяется уровень развития произвольного внимания, которое является необходимым условием успешной учебной
деятельности. Внимание — это направленность и сосредоточенность
сознания на каком-либо
предмете, явлении,
деятельности. Для развития
внимания используется корректурная проба, используется для выявления утомляемости, оценки концентрации и устойчивости внимания.
Мышление
Мышление — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Причины неуспеваемости ребенка могут корениться не только в его интеллектуальных нарушениях, но так же в его индивидуальных особенностях – например таких, как неумение принять учебную задачу, низкая мотивация к обучению, неумение сосредоточиться или организовать свою деятельность.
Очень важно определить уровень развития мышления ребенка для того, чтобы более точно установить причины его неуспеваемости и помочь ребенку их преодолеть.
- 1. В тёплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
- В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
- 2. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
- Река, озеро, море, мост, болото.
- 3. Огурец/овощ = георгин/сорняк, роса, садик, цветок, земля
- Стул/деревянный = игла/острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
- Стол/скатерть = пол/мебель, ковер, пыль, доска, гвозди
- Темный/светлый = мокрый/солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
- 4. Шкаф, диван...
- Окунь, карась...
- Осень, весна…
- Слон, муравей...
- Дерево, цветок...
Восприятие - это психический процесс, заключающийся в целостном отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств. Условно восприятие можно представить как
сумму ощущений,
памяти и мышления.
Речь
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (от 3,5 до 7 тыс. слов), умения правильно произносить звуки родного Языка. Для развития речи, так же предлагаются различные задания.
Развитие крупной и мелкой моторики
Моторика — это общая способность к выполнению действий, связанных с движением. Мелкая моторика отвечает за ловкость рук и пальцев, умение манипулировать мелкими предметами. Крупная — за координацию движений, четкость действий частей физического тела. для развития крупной моторики необходимо применять Игры с мячом (самые разные) Игры с резинкой Зеркальное копирование поз и движений Попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и пр.) Весь спектр спортивных игр и физических упражнений Занятия танцами, аэробика
Для развития мелкой моторик можно использовать Манкатерапия; Песочная терапия; Лепка (тесто, пластилин); Мозайка, пазлы; Вышивка; Арттерапия (кремом, пальчиковыми и витражными красками).