«Развитие речи дошкольников через различные виды музыкальной деятельности»
(сообщение из опыта работы)
В настоящее время развитие речи у дошкольников является актуальной проблемой: многие дети даже в старшем дошкольном возрасте не имеют хорошо развитой речи, не выговаривают некоторые буквы, не могут выразить, что они хотели сказать. Поэтому каждый вид занятий по разным направлениям в ДОУ должен быть направлен, в том числе, на устойчивое развитие речевых навыков.
Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.
Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
Развитие речи ребенка посредством музыкальных занятий в ДОУ происходит ежедневно, главным образом, при непосредственной образовательной деятельности (НОД). В свой работе использую различные методы речевого общения – наглядный, практический и словесный. Работа на занятии идет по 5 видам деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, музицирование, игры.
На музыкальных занятиях процесс развития речи происходит наиболее активно, так как ребята поют, развивая не только голосовой, но и речевой аппарат — они учатся четко произносить слоги и слова, для того чтобы песня звучала красиво. Кроме того, малыши учатся высказывать свое отношение к разным жанрам музыки, выражают свои впечатления от песен и мелодий, учатся давать характеристику звукам: тихо — громко, медленно — быстро, весело — грустно и т. д. Голос – это инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо четко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его. Чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям. Пение полезно всем детям. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, рече-слухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Большое внимание уделяется голосу ребенка. В нем активно развивается дыхание, пение формирует чувство ритма и темпа речи, развивает слух и голос, а также улучшается дикция. Пение помогает корректировать недостатки в речи, например, такие как невнятное произношение, проглатывание окончания слов. Попевая песни с короткими, удобными для дыхания фразами, педагог развивает у ребѐнка силу воздушной струи, тем самым способствует правильному речевому дыханию. Для речевого развития создается эмоционально-положительная среда, основой, которой, может служить музыкальное сопровождение.
Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.
Развитие координации слуха и голоса способствуют развитию артикуляционного аппарата, гласные звуки пропеваются на хорошем дыхании, с правильным звукообразованием, построенным на умении ребѐнка расслаблять голосовые связки. В работе над дикцией полезно проговаривать текст не вслух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. Сольное пение – это основа развития монологической речи, а – развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.
Используя методику «Говорю и делаю» в работе, я, при разучивании танцевальных движений, стараюсь сопроводить их ритмическими словами. Например: упражнение «Пружинка» помогают разучить слова: «Вверх – вниз, сели-встали». Или: «Хлоп, хлоп, хлоп в ладошки, побежали наши ножки», «Раз –присели, два – присели» и т.д. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.
Игры с пением способствуют развитию фонетика – фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира. В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом. То можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.
При прослушивании музыкальных произведений, у детей расширяется кругозор, идёт активное обогащение словарного запаса: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных инструментов, имена композиторов, характеризуют музыку: тихая-громкая, плавная-отрывистая, игривая, резкая, отрывистая, тревожная, торжественная, лиричная, чарующая и т.д.
Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом и речью. Применение речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. В речевых играх текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. При разучивании текст проговаривается несколько раз, для более точного произношения.
Музыкальные и речевые игры способствуют развитию коммуникативных способностей, способности взаимодействовать с другими детьми, договариваться, развивается воображение, способности звукоподражания.
Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук. Этому способствуют массаж кистей рук, пальцев рук, а также пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку, но она не должна при этом быть с четко подчеркнутым ритмом и излишне громким звучанием.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. При этом активизирует их речь, так как речевой слух составляет основы слуха музыкального. Также игра на музыкальных инструментах способствует развитию движений кисти руки.
Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность.