СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи на уроках ИЗО. Использование нетрадиционных методик рисования.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал по развитию речи на уроках изобразительного искусства для слабослышащих обучающихся. Внимание уделяется нетрадиционным методикам рисования.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи на уроках ИЗО. Использование нетрадиционных методик рисования.»

Развитие речи на уроках рисования в условиях школы-интерната

для слабослышащих обучающихся.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познаёт действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. В дошкольном возрасте ребёнок овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, он учится строить с людьми адекватные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, приветливо глядя в глаза; он учится общаться со своими сверстниками.

Сложность развития произносительной стороны речи, пополнения и активного использования речевого словаря у детей с недостатками слуха заключается в том, что непонятные и не часто используемые понятия плохо удерживаются в памяти. Требуется постоянная тренировка, зрительное подкрепление, внешняя и внутренняя мотивация. Задача родителей и педагогов — помочь ребенку достойно освоить все новообразования возрастных периодов и вступить во взрослую жизнь, адаптироваться в обществе ровесников, наладить коммуникацию.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты(овощи, фрукты, цветы, игрушки). Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки.

Влияние рисования на развитие речи доказано научно: моторное развитие тесно связано с уровнем интеллектуального и речевого развития. Мозговые центры, отвечающие за движения рук находятся рядом с центром речи и стимулируют его работу. Получается, развитие мелкой моторики нужно не только для того, чтобы держать ложку или кисть, но в первую очередь, для формирования важных речевых навыков, а в последствии необходимых жизненных компетенций.

Психофизические особенности слабослышащих детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность у таких воспитанников во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию. Отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев. Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений. При рисовании тех или иных предметов опускаются значимые для их опознания детали (например, носик у чайника, гребешок у петуха и т. д.). Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета. Они с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их, обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов.

У детей с общим недоразвитием речи страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение, – все то, что необходимо для овладения навыками рисования. Как правило, сенсорные функции развиваются у них с задержкой. Многие дети не различают и не могут назвать основные цвета, форму и размер предметов. При наблюдении за живой и неживой природой они не могут выделить основные качественные характеристики предмета и объекта.

Процесс создания рисунков у детей с недоразвитием речи на фоне тугоухости и глухоты заменяет мощную тренировку моторики, а так же пальчиковые игры и творческие задания помогут преодолеть трудности развития.

Во время занятий рисованием :

  • запоминаются новые слова;

  • развивается мелкая моторика рук;

  • расширяется кругозор;

  • задействуется речевой центр;

  • приобретаются навыки работы с новыми материалами;

  • развивается фантазия и воображение;

  • снимаются детские страхи и неудачи;

  • проходит обучение чувству ритма, композиции, цветокоррекции;

  • появляется уверенность в собственных силах;

  • тренируется внимание и усидчивость.

Речь, диалогическая, монологическая, сопровождает обучающегося все время урока- вопросами, объяснениями, описаниями, - помогает освоить материал урока, выполнить задание, пополнить словарный запас. Но подготовка речевого материала к уроку должна быть тщательной, серьезной, и только тогда речь обучающегося станет более грамотной, более понятной, поэтому более осмысленной и необходимой.

Как заинтересовать ученика на уроке рисования и превратить скучное трудное занятие веселое яркое событие?

В первую очередь – это эмоционально-комфортная обстановка, которая будет способствовать интересу, самовыражению и творческим порывам ребенка. Для этого должен быть отработан ритуал подготовки к уроку. Средства и материалы, необходимые на данном занятии готовятся заранее, до звонка на урок. Домашнее задание также предоставляется к началу занятия, тем более, если возникли трудности с его выполнением.

Темы для творческих упражнений нужно подбирать так, чтобы дети сами хотели вникнуть в задание и высказаться на бумаге. Во время занятия необходимо общаться с юным художником, показывать новые приемы и материалы, предлагать ребенку выбрать нетрадиционную технику самостоятельно. Однотипные занятия быстро наскучивают, а вот интересные креативные решения подарят яркие эмоции и стимул к изобразительной деятельности.

Самые необычные и наиболее креативные техники

Рисование пальчиками

Попробуйте развивать речь на занятиях, макая пальчиками в краски. Упражнения будут полезны не только для речевого развития, но и для повышения тактильной чувствительности

Штампование

Предлагаем вам использовать подручные средства: листья деревьев, цветы, разрезанные половинки фруктов и овощей, дно бутылки или стакана и все то, что попадется под руку. Предмет необходимо покрыть краской и смело отпечатывать на листе. Получаются интересные и творческие работы-композиции, которые помогут детям понять форму разных предметов и попробовать себя в роли декоратора. Во время упражнения можно выучить новые слова, например, названия цветов или деревьев.

Паспорту

Техника, которая превратит любые «каляки-маляки» в настоящее искусство. Задача родителя или педагога — подготовить плотный лист однотонной бумаги, вырезав в середине форму, например, круг, звезду или бабочку. На втором листе проявляет все свои творческие таланты и рисует все, что он хочет — ограничений быть не должно. В итоге, полученные узоры подкладываются под заранее вырезанную форму, и получается интересная и креативная композиция, которую можно повесить на стену.

Монотипия

Простейшая творческая техника, позволяющая создавать симметричные рисунки. Наносить изображения можно гуашью или акварелью — в любом случае работы получаются яркими и уникальными. В начале необходимо сложить альбомный лист пополам, чтобы получилась четкая линия посередине, а затем распрямить обратно. На одной половине нарисовать любой предмет, например, красивый цветок.

Раздувание

Очень веселое занятие, которое заставляет работать воображение и раскрывает творческий потенциал. Техника пригодится для создания красивых узоров, растительных мотивов или любых линейных изображений. Надо поставить кляксу на бумаге и с помощью обычной коктейльной трубочки раздуть ее в разные направления, пытаясь создать желаемый образ.

Используем губки

Из губок вырезаем причудливые формы, проявляем свою фантазию. Заранее можно продумать сюжет картины и вырезать персонажей или фигуры орнамента. Далее губки нужно намочить яркой краской и отпечатать на бумаге. Такой способ можно смело сочетать с техникой «паспарту», оформив узор в интересную рамку.

Разбрызгивание

С помощью обычной зубной щетки или кисти с жестким ворсом можно создать удивительный и, самое главное, уникальный фон для дальнейшей работы. Детям предлагается макнуть щетину щетки в краску и с помощью пальцев разбрызгать цвет по листу. Получаются яркие кляксы, которые потом превращаются в необычную композицию. Привычные краски можно заменить на зубную пасту или фруктовый сок — так будет еще веселее.

Креативный песок

Песочная анимация -это настоящее творчество, создание новых форм и сюжетов, мощный инструмент развития мелкой моторики рук и, как следствие, речевого аппарата.

Для профессиональных уроков используется специальный песок, который в домашних условиях можно заменить на обычную манку. Рисуем на ровной поверхности — пальцами создаем узоры, изображаем персонажей и житейские ситуации. Плюс в том, что здесь разрешено ошибаться — в любом случае можно начать заново.

Пуантилизм

Пуантилизм или рисование ватными палочками, не только развивает мелкую моторику рук, но также прививает усидчивость и внимательность.Создается эскиз карандашом (или используют готовые шаблоны), схематично отмечая расположение предметов, а затем, с помощью обычных ватных палочек, точечно раскрашивают композицию.

Пластлинография

Мало кто знает, что пластилином можно не только лепить, но и рисовать. Такое занятие положительно влияет на Р, помогает его всестороннему развитию. Тактильная активность запускает работу речевых центров мозга, а непринужденное общение, обсуждение форм и предметов расширяют словарный запас, помогают крохе проявить свои знания и умения на практике. Все что потребуется для упражнения — лист бумаги, пластилин и карандаш. В процессе рисования развитие речи осуществляется в нескольких направлениях:

1. Обогащается словарь.

2. Происходит становление речи как средства общения.

3. Совершенствуются все функции речи.

Обогащение словаря происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним. Объем словаря увеличивается постепенно: от слов, обозначающих предметы и явления, до словосочетаний и предложений, обозначающих действия и сюжеты.

Кроме того, во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация занятий стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослым и между детьми.

Доступность использования нетрадиционных технологий рисования так же определяется возрастными особенностями детей. Начинать работу в этом направлении нужно с более доступных технологий постепенно усложняя их.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;

  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

  • просьба о помощи, воспитанникам важно почувствовать себя значимыми;

  • музыкальное сопровождение.

Желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения, так как при этом активизируются процессы восприятия и запоминания.

Также в процессе изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознание речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребёнок опирается одновременно на несколько анализаторов – зрение, слух, тактильное восприятие, что также положительно влияет на речь.

Специальная работа по развитию моторики рук.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением(как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу детей не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Так же происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления детей, активизация их самостоятельной мыслительной деятельности(Чем еще я могу рисовать? Что я могу этими материалами изобразить)

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности.

На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография», дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, тем самым осуществляется дыхательная гимнастика, необходимая при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими речевые нарушения.

• рисование пальчиками

• рисование ватными палочками

• тычок жесткой полусухой кистью

• рисование ладошками

• оттиск печатками

• оттиск поролоном

• печать по трафарету

• свеча и акварель

• набрызг

• тычкование

• кляксография с трубочкой

• кляксография обычная

• рисование зубочисткой

• монотипия-рисование нитками

За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как правильном держании карандаша или кисти), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты.

- совершенствуют мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, выполняя движения рукой в заданном направлении (откручивают и закручивают крышки);

- работают над темпом выполнения задания, аккуратностью и усидчивостью, над развитием устойчивого воображения;

Формирование активного и пассивного словаря происходит, используются слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т.д. На непосредственно образовательной деятельности можно использовать:

скороговорки,

чистоговорки,

потешки,

прибаутки,

рассказывание сказок,

слушание русских народных песен.

Это помогает создать атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствовать развитию инициативы, самостоятельности детей, создавать эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы создаем условия для развития его эмоционально-волевой сферы, что положительно оказывается как на динамике речевого развития, так и на общем развитии в целом.

Важно сделать и родителей активными участниками творческого процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Дистанционное и электронное обучение показало и важность, и сложность этой стороны общения педагога, ребенка и родителя.

Таким образом, занятия рисованием детей, имеющими недостатки слуха и речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости, помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи и уверенности в своих силах.