Тема: Составление рассказа с элементами описания «Моя мама»
Цель: Тренировать учащихся в написании сочинений с элементами описания; обогащать активный словарный запас учащихся; развивать навыки составления текста-описания, умение высказывать свои мысли, выражать свои чувства; воспитывать любовь и уважение к матери.
Оборудование: Аудиозапись с тихой, спокойной музыкой, фотографии мам детей, карточки с пословицами.
Ход урока
I. Организационный момент
(Девочка читает выразительно, с чувством, под тихую спокойную музыку монолог Ю. Яковлева «Мама»)
…… Мама. Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
Мама. Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить… Мама прочла тебе первую книжку …
От мамы ты узнал имена птиц - воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка есть свое имя – ромашка, василек, иван-да-марья…
Мама всегда была рядом с тобой. И всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы…
II. Ознакомление с темой, задачами урока
- Ребята, вы прослушали монолог Ю. Яковлева о самом дорогом человеке в жизни каждого ребёнка, о его маме. И сегодня на уроке мы будем составлять рассказ с элементами описания о любимой мамочке; будем учиться описывать её внешность, черты характера; рассказывать о её поступках.
III. Подготовительная работа
1) «Ассоциативный куст»
-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «мама»?
- Напишите центральное слово посредине листа бумаги и запишите те слова и фразы, которые возникают у вас в мыслях по данной теме
2) – Вы подобрали очень тёплые, нежные слова к нашей теме. Но очень интересную информацию об отношении всего нашего народа к матери можно найти в народном творчестве. Поработаем в группах. Каждая группа получает пословицу, которая рассыпалась. Её нужно собрать по содержанию, записать в тетрадь и объяснить, как вы её понимаете.
I группа: При солнышке тепло, при матери добро.
II группа: У ребёнка заболит пальчик, у матери - сердце.
III группа: Мамины руки и лёд растопят.
IV группа: Солнце согревает землю, а мать дитя.
V группа: Как ты к матери относишься, так и твои дети к тебе отнесутся.
(Каждая пословица вывешивается на доске, выслушиваются ответы детей)
- Почему такое отношение у всех народов к матери?
- А как произошло слово «мама»?
- А как звучит слово «мама» на других языках, кто знает? Похожи ли эти слова? Чем?
- А теперь попробуйте составить стихотворение-сенкан о своей маме.
Мама.
Красивая, добрая.
Заботится, любит, ласкает.
Я люблю свою маму.
Родная.
Мама.
Любящая, нежная.
Согреет, утешит, поцелует.
Желаю ей счастья, здоровья.
Радость моя.
3) Создание проблемной ситуации.
- Я прочитаю вам небольшой рассказ. А потом мы поможем одной маленькой девочке отыскать её маму. (Если у нас это получится.)
Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Мама держала дочку за руку. Девочка увидела столько интересного, что от радости захлопала в ладоши и ……… потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.
- Мама! Где моя мама?
Люди обступили девочку и спрашивают:
- Как тебя зовут, девочка?
- Алёнка.
- А как маму твою зовут? Скажи, мы её сразу же найдём.
- Маму зовут ….. мамочкой….
Люди улыбнулись, успокоили девочку и опять спрашивают:
- Скажи, а какие у твоей мамы глаза - карие, голубые?
- Глаза у неё …. Самые добрые.
- А волосы? Какие волосы, чёрные или светлые?
- Волосы самые красивые.
Опять улыбнулись люди. Спрашивают:
- Скажи, а какие у неё руки? Может какая-то родинка есть на руке, вспомни?
- Руки у неё самые ласковые…
- Скажите, можно ли по таким признакам найти маму этой девочки? Почему? Могли бы вы сказать эти же слова о ваших мамах?
Для того, чтобы составить рассказ о своей маме, необходимо подобрать очень много слов, которые помогут передать красоту, черты характера и поступки вашей мамы. Знаете ли вы такие слова?
4) Физминутка
5) Работа в группах
Каждая группа получает имя существительное, к которому подбирает слова для описания.
Мама, глаза, волосы, руки, сердце.
Затем каждая группа зачитывает свои слова, учитель записывает на доске:
Мама - красивая, умная, добрая, весёлая, ласковая, помощница.
Глаза - большие, темные, лучистые, добрые, голубые, карие, серые, понимающие.
Волосы - русые, длинные, густые, светлые, тёмные, прямые, короткие, волнистые, пышные.
Руки - тёплые, нежные, работящие, ласковые, золотые.
Сердце - нежное, доброе, любящее, щедрое, терпеливое.
- А теперь придумаем сравнения:
С чем (с кем) можно сравнить маму?
Мама - как голубка, (солнышко, птица, берегиня, лебёдушка);
Глаза - как озёра (росинки, капельки, бусинки);
Волосы - как колоски пшеницы, и т. д.
IV. Составление плана сочинения
- Из каких основных частей состоит текст-описание?
- Вспомните, с чего начинался наш урок?
План
На свете всё начинается с мамы.
Моя мама - лучшая на свете (глаза, волосы, руки, сердце, характер).
Что я люблю делать вместе с мамой.
Моё отношение к маме (можно в конце сенкан).
V. Составление и запись сочинения
(Перед детьми фотографии их мам)
VI. Заслушивание отдельных сочинений, взаимооценка учащимися. Рекомендации учителя и редактирование
VII. Итог урока
- А теперь представьте себя на месте вашей мамы. Как вы думаете, какое сочинение понравилось бы ей больше всего? Почему?
- У кого из учащихся класса самая лучшая мама?
4