1.Развитие ручной моторики.
В развитии ручной моторики используют:
действия с предметами; (перекладывание мелких предметов)
расстегивание и застёгивание;
обучение сжиманию и разжиманию кулаков, сильному сжиманию одной рукой другую; поочерёдному сгибанию и разгибанию пальцев правой, левой руки;
делать решётку из пальцев;
поочерёдному соединению большого пальца и указательного, среднего, безымянного, мизинца;
ритмичному выполнению движения «ладонь-кулак-ладонь»;
развитие умения захватывать предмет щёпотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами - указательным и большим);
развитие и совершенствование хватательных движений;
обучение захватыванию больших предметов двумя руками, а маленьких - одной рукой. Пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей (речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук), подготавливают ребёнка к рисованию, письму.
3. Сенсорное развитие
В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание, направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций.
В процессе предметной и игровой деятельности обучают детей определять форму, цвет, пространственные взаимоотношения, учат сравнивать и устанавливать размеры предметов. Для совершенствования восприятия проводятся занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию общей и мелкой моторики, развитию элементарных математических представлений.
3. Логопедический массаж
Логопедический массаж необходим ребёнку с задержкой речевого развития.
«Смешная песенка». Перебирая пальцами по губам, произносить звук похожий на .. Б-Б-Б Движения пальцев вправо, влево.
«Расчёска» Слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами.
Упражнения для языка
«Любопытный язычок». Улыбнуться, сомкнув зубы, но не плотно. Протискивать язык наружу между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка.
«Накажем язычок». Высунуть изо рта язык и слегка покусывать его. При выполнении этих движений произносить звуки ... та-та-та ...
Логопедический массаж нормализует тонус мышц и моторику артикуляционного аппарата. В раннем возрасте, а именно, шести, семи месяцев нужно начинать делать массаж руки ребёнка.
5. Артикуляционная гимнастика
Артикуляционную гимнастику дети выполняют, сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, руки и ноги находятся в спокойном состоянии
На развитие артикуляционной моторики используют следующие упражнения в игровой ситуации:
«удерживание губ в улыбке» - передние верхние и нижние зубы обнажены;
«вытягивание губ вперёд трубочкой»;
«чередование положений губ: в улыбке – трубочкой»;
«спокойное открывание и закрывание рта - губы в положении улыбки»;
«язык широкий, язык узкий»;
«киска лакает молочко»;
«вкусное варенье»;
«покашляем»; «почистим зубки»; «качели».
Все эти упражнения требуют долгой тренировки артикуляционного аппарата.