Развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ с. Лесное Матюнино
Киреевой Ольги Валентиновны
Познавательная активность
Познавательная активность как
педагогическое явление
Форма
организации
и
самореализации
учащегося
Результат особых
усилий педагога в
организации
познавательной
деятельности
ученика
Уровни активности учащихся
Нулевой
Творческий
Исполнительно
- активный
Относительно
- активный
Основные направления работы по активизации познавательной деятельности
Цель –
развитие у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в стремлении к самореализации
Нулевой уровень
Создание особой
эмоциональной атмосферы
Реализация
цели
Включение
в учебный процесс
Выполнение
разноуровневых заданий
Относительно – активный уровень
Помощь во
включении
в учебную деятельность
Реализация
цели
Поддержка
эмоциональных,
интеллектуальных
и волевых усилий на уроке
Исполнительно – активный уровень
Создание проблемных и
частично - поисковых
ситуаций
Реализация
цели
Создание особых
ролевых ситуаций
Творческий уровень
Побуждение ученика
к самоактивности
в учении
Реализация
цели
Главный критерий урока -
включение в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей
Развитие
творческих способностей учащихся на уроках литературы
Условия развития творческих способностей учащихся
- Организация труда самих школьников, развитие их активности – предусматривает проведение практических работ учащихся (чтение художественных произведений, практические задания при анализе произведений).
- Преподавание литературы (специфического отражения жизни и средства ее познания ) требует от учителя углубления и расширения жизненного опыта учеников. Необходимо обеспечить богатство и разнообразие читательского опыта детей, наблюдения над мастерством писателя, знания теории литературы, анализ произведений.
- Творческие способности учащихся успешно развиваются, когда систематическое изучение и практическое усвоение теории литературы сочетаются со знакомством с разными видами искусств при пристальном внимании к их специфике
- предоставление детям известной свободы творчества, выражающейся в свободе выбора способов работы, последовательности операции, возможности предъявления различных вариантов ответов.
- Очень важно дать почувствовать учащимся жизненную необходимость работы.
- Деятельность учащихся должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать, например, разные виды анализа художественного произведения, разные виды работ систематического характера.
- Помощь учителя: самое важное здесь заключается в том, чтобы не превратить помощь в подсказку; нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать. В случае необходимости школьника надо “отправлять” к тексту произведения.
Превращение анализа художественного произведения в творческий процесс. Для этого необходимо использовать практические задания
Виды практических заданий эвристического характера при анализе рассказов
Самостоятельный поиск ответов на вопросы на основе прочитанного текста. Здесь последовательно вводятся вопросы следующих типов:
- - вопросы, требующие описания действий ;
- - вопросы, требующие описания внешних данных предмета ;
- - вопросы, требующие классифицировать предметы;
- - вопросы, требующие группировки предметов или выяснения связей между ними по пространству, по времени;
- вопросы, требующие сравнения двух предметов;
- вопросы, требующие оценки предмета или явления;
- вопросы, требующие характеристики действующего лица;
- вопросы, требующие установления отношений между действующими лицами;
- вопросы, требующие обобщения ряда признаков, фактов;
- вопросы, требующие доказательства или опровержения мысли.
- Составление плана рассказа. Последовательность приемов:
- составление картинного плана с заголовками;
- составления плана с заголовками в форме вопросов;
- составление плана с заголовками в виде выражений, взятых из рассказа;
- составление плана с заголовками в виде назывных предложений
Творческий пересказ – трансформация текста с целью его переосмысления:
- с изменением последовательности событий;
- с дополнением содержания текста (включение описания места, действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста);
- пересказ от лица героя произведения или от своего лица.
- Графическое или словесное рисование, а именно, анализ иллюстраций.
- Музыкальное иллюстрирование:
Основные приёмы развития творческих способностей:
- написание сочинений, изложений;
- рецензирование сочинений;
- игры "Экзамен", "Лингвистические угадайки" и др.;
- творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды;
- творческие задания на дом
Сочинения
- "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.
- 3. "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.
- 4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине.
- 5. Cценарий мультфильма по выполненным рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания
- 6. Музыкальное сочинение.
- 1-й вариант - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.
- 2-й вариант - воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка.
- 7. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или диктанта.
- 8. Сочинение - ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения
Результаты ЕГЭ по русскому языку
Результаты ГИА по русскому языку
Из опыта внеурочной деятельности
Конкурс художественного чтения, муниципальный этап: 1 м. в средней и старшей возрастной группе
Из опыта внеурочной деятельности
Конкурс
Из опыта внеурочной деятельности
Конкурс
Из опыта внеурочной деятельности
Тематические вечера
Из опыта внеурочной деятельности
Тематические вечера
Из опыта внеурочной деятельности
Искусство звучащего слова
конкурс ораторов
Из опыта внеурочной деятельности
Афганистан болит в моей душе…
Из опыта внеурочной деятельности
Афганистан болит в моей душе…Выступление одноклассницы Ильина М.А. на открытии мемориальной доски
Из опыта внеурочной деятельности
Из опыта внеурочной деятельности
Выступление в госпитале
Б. Васильев «А зори здесь тихие»