СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие самостоятельности у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности ребенка

Просмотр содержимого документа
«Развитие самостоятельности у младших школьников»

"Развитие учебной самостоятельности у младших школьников"

Цель: Формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности ребенка.

Задачи:

1. Ознакомить родителей с понятием «учебная самостоятельность»;

2. Ознакомить родителей с важностью развития учебной самостоятельности у детей;

3. Развивать родительскую позиции в воспитании ребёнка.



Ход собрания

Тема нашего с вами сегодняшнего собрания: "Развитие учебной самостоятельности у младших школьников"

Цель нашего собрания: понять важность учебной самостоятельности младших школьников и то, как эту самостоятельность развивать.

Давайте в начале проведём небольшое анкетирование относительно самостоятельности ваших детей.

  1. Выполняет ли ваш ребёнок домашнее задание самостоятельно или вы ему помогаете?

  2. Как часто вы делаете что-то за своего ребёнка?

  3. Считаете ли вы вашего ребёнка самостоятельным?

  4. Что вы делаете для развития самостоятельности ребёнка?

Спасибо за содействие. Итак, план нашего сегодняшнего собрания:

  1. Что такое «самостоятельность?»

  2. Чем важная учебная самостоятельность в младшем школьном возрасте.

  3. Как развивать учебную самостоятельность у детей.

Уважаемые родители, стоит начать с вопроса, как вы осознаёте термин «самостоятельность»?

Самостоятельность имеет много значений:

- независимый, вольный, свободный, неподчиненный;

- действующий по собственной инициативе, сам себя побуждающий к началу какого-либо дела;

- совершаемый без чьей-либо помощи.


В данном же случае самостоятельность – это не только способность ребенка обходиться без помощи взрослого, но и способность запрашивать и получать необходимую помощь по собственной инициативе, и способность критично, независимо оценивать качество помощи, предлагаемой тем или иным источником (авторитетным взрослым, учебником и пр.), это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Связано это всё с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. При рассмотрении этого понятия на первый план выходят такие особенности ребенка, как его мотивация, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели и планировать свою деятельность, исходя их поставленной цели и выдвинутых задач. То есть формирование самостоятельности у учащихся начальных классов способствует развитию его личности в целом.

Учебная самостоятельность рассматривается также, как один из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника. Такой точки зрения придерживался Ушинский Константин Дмитриевич, он считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность, руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Ушинский в своих трудах доказывает, что систематическое выполнение на должном уровне самостоятельной работы повышают качество и прочность знаний, развивают познавательные процессы, мыслительную деятельность, умения и навыки учащихся.

А Давыдов Василий Васильевич считал, что необходимо учить «ребенка учиться самостоятельно, вводя его в позицию субъекта учебной деятельности уже с начальной школы»

С. В. Косикова выделила четыре уровня развития учебной самостоятельности:

  1. Первый уровень развития учебной самостоятельности заключается в том, что ученик выполняет задания только по указанию со стороны учителя и при этом ученику нужен пример, по которому будет происходить выполнение задания, обучающийся не имеет потребности в самостоятельном решении поставленной задачи.

  2. Второй уровень развития учебной самостоятельности проявляется в умении ученика выполнять цель поставленную учителем и уметь контролировать свои действия.

  3. Третий уровень развития учебной самостоятельности — это уровень, на котором обучающийся в процессе диалога с учителем начинает проявлять интерес к самостоятельному решению поставленных задач, а также к адекватной оценке своих действий.

  4. Четвертый уровень развития учебной самостоятельности — уровень, при котором учащийся самостоятельно без помощи со стороны ставит перед собой цель и стремится её достигнуть.

Если основным развитие учебной самостоятельности занимаются на уроках учителя, это не значит, что в домашних условиях родители не могут поспособствовать в этом процессе. В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации выполнения домашних заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних задний. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

  1. Организация режима дня;

Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:

- какая погода ни была;

- какие бы ни шли телепередачи;

- чей бы день рождения ни отмечался.

Уроки должны быть выполнены. Оправдания невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как к важному и серьезному делу.

2. Контроль за выполнением домашних заданий;

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: какие отметки получил? Выполнил ли уроки? После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. Следовательно, контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.

3. Приучение детей к самостоятельности.

  • При проверки домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам.

  • Не давайте готового ответа на их вопросы – указывайте, на что стоит обратить внимание, задавайте наводящие вопросы, подводите ребёнка ближе к ответу.

При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «Заставить» работать за себя. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолеть трудности в учении, и приучать ребят к большей и большей самостоятельности.

Подведение итогов:

  • Была ли полезна сегодняшняя встреча?

  • Чем пополнили свою родительскую копилку?

  • Какие важные для себя сделали выводы?

Сегодня мы обсудили то, зачем развивать учебную самостоятельность у наших детей, как это делать, как необходимо учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания. Учитывайте особенности вашего ребёнка и не забывайте, что от вашего отношения к его учёбе зависит и то, насколько она будет нравится ребёнку.





Рекомендуемая литература:

  • "Как научить ребенка учиться. Беседы с родителями. Советы школьного психолога", 2007.

  • «Как научить ребенка принимать самостоятельные решения», Линда Сибли, 2011.

  • «Как научить ребенка учиться, иллюстрированный справочник для родителей», Кэрол Вордерман, 2018.

  • «Как научить ребенка учиться», Рената Кирилина, 2018.



















































Рекомендации родителям по подготовке домашнего задания и развития учебной самостоятельности детей:

  1. Домашние задания ребёнок должен выполнять сам. Вся суть этих заданий в том, чтобы ребёнок самостоятельно справился с ними, разобрался с трудными моментами. Если родители приучают школьника к тому, что задания любой сложности делаются сообща, то у него не будет необходимости прилагать достаточно усилий для того, чтобы как следует разобраться в предмете.

  2. Не отвлекайте ребёнка во время выполнения домашней работы. Часто родители сами мешают своим детям готовить уроки. Не давайте ребёнку параллельных заданий, чётко расставляйте приоритеты – сначала уроки, затем всё остальное. Если же ваш ребёнок будет постоянно отвлекаться на просьбы помочь по дому, то для домашних заданий останется не так много времени.

  3. Не нагнетайте страх у ребёнка перед приготовлением уроков. Часто родители сами отбивают у ребёнка желание заниматься. В воспитательных целях родители не редко делают акцент на том, что домашних заданий так много, они такие трудные, что их невозможно выполнить за час или два. Ребёнок расстраивается и не спешит браться за дело, которое – по его представлению – невозможно закончить в срок. Напротив, дайте понять ребёнку, что выполнение домашнего задания пусть и требует усидчивости и времени, но вовсе не невыполнимо.

  4. Не оценивайте ребёнка только по урокам. Многие родители сводят всё своё общение с ребёнком и все требования к нему только к домашним заданиям. Сделал уроки – мы тебя любим, не сделал – будешь наказан. Это заставляет ребёнка считать, что его родители ценят только оценки, а не его самого.

  5. Помогите своему ребёнку распределить работу. Научите ребёнка чередовать сложные задания и лёгкие. Например, выучить короткий стих проще, чем решить сложную задачу, особенно, если ребёнок не слишком силён в математике. Пусть работа начнётся с менее сложных заданий, тогда она будет выполнена намного быстрее и с удовольствием.

  6. Не контролируйте ребёнка во всём. Родители имеют полное право проверять, насколько хорошо и правильно сделаны уроки. Но, в то же время, ребёнок должен учиться сам справляться с заданиями. Поэтому нельзя стоять над душой, пока ребёнок делает уроки. Вы можете вмешаться лишь тогда, когда ребёнок сам попросит о помощи.

  7. Правильно работайте над ошибками своего ребёнка. Когда ребёнок показываем вам приготовленные домашние задания, не указывайте ему на сделанные ошибки. Просто сообщите о том, что они есть, пусть ребёнок сам найдёт и исправит их.

  8. Старайтесь правильно поощрять ребёнка. За несделанные уроки родители часто наказывают детей, но совершенно забывают о том, что за честно выполненные домашние задания нужно поощрять. Иногда это просто ласковое слово, иногда что-то более весомое – всё зависит от традиций вашей семьи. Важно лишь не пытаться подкупить желание ребёнка учиться.