Развитие творческих компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе посредством интеллектуальных игр
Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому неизвестные».
Видимо, это и есть путь становления изобретательского и исследовательского таланта. Этому служат интеллектуальные игры, которые способствуют всестороннему, гармоничному развитию личности, помогают формировать необходимые в обучении и жизни компетенции.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой участников объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Игра приучает подчинять свои действия и мысли определенной цели. В игре каждый участник чувствует себя членом команды, учится объективно оценивать действия своих товарищей и свои собственные.
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь организовать игру, в которой каждый обучающийся смог бы проявить свои способности.
Игра – важное средство умственного развития, связанного с работой воображения. Поэтому в процессе игры развиваются творческие способности.
Интеллектуальные игры способствуют развитию у обучающихся мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии, увлеченности, эмоциональности, эстетического вкуса, наблюдательности, способности творческого поиска различных способов выполнения учебных заданий.
Содержание интеллектуальных игр, которые я разрабатываю сама, позволяет расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки.
При проведении интеллектуальных игр преследую две цели: ближайшую и перспективную. Ближайшая цель состоит в создании условий, при которых каждый обучающийся сможет проявить свои творческие способности, реализовать свои интересы.
Перспективная цель заключается в воспитании творческой личности, способной самостоятельно добывать знания и принимать решения, уверенно действовать в различных жизненных ситуациях. И ближайшая, и перспективная цели в системе своей содержат обучение, развитие и воспитание.
Интеллектуальные игры я использую как в учебной, так и во внеклассной работе. Представляю условную классификацию интеллектуальных игр:
По содержанию:
а) литературные «Литературная викторина», «Детективное расследование» (по рассказу А.П.Чехова «Ионыч»), «Литературный ринг» (по творчеству А.М.Горького), «Творческая лаборатория» (по творчеству А.Блока, Н.Некрасова,
Н. Рубцова);
б) по русскому языку «КВН по фразеологии», «Словарь В.Даля»;
в) психологические «Познай себя»;
г) экономические «Экошка»;
д) эстетические «Этикет»;
е) общие знания: культура, искусство, история, наука, природа «Ярмарка», «Интеллектуальный тир», «Золотая осень», «Времена года».
2. По назначению:
а) обучающие;
б) контролирующие.
3. По массовости:
а) коллективные (перечислены выше);
б) индивидуальные (иллюстрирование фразеологизмов, ребусы, кроссворды, буриме).
В процессе игры мне важно, чтобы каждый участник мыслил, высказывал свое мнение, отстаивал свою точку зрения, проявлял свои творческие способности.
Большое внимание уделяю развитию устной речи и выразительному чтению художественных текстов.
В качестве примера хочу представить элементы интеллектуальной игры «Литературный ринг» (по творчеству А.М.Горького).
Цели:
- повторение и систематизация материала по творчеству А.М.Горького;
- расширение предметной компетенции у студентов;
- развитие творческих компетенций;
- пробуждение интереса к чтению;
- развитие устной речи;
- формирование навыков работы в команде.
Творческие задания:
- Оформление эмблемы команды, символизирующей героя произведения А.М.Горького.
- Разминка (знание текстов произведений писателя).
- Объяснение литературоведческих терминов.
- Определение жанра произведений.
- Объяснение афоризмов (устное сочинение – рассуждение).
- «Литературный музей» (определить, кому из героев пьесы «На дне» принадлежат данные вещи).
- Нахождение в пьесе «На дне» пословиц, поговорок, фразеологизмов.
- Артистический конкурс (чтение пьесы по ролям).
Данная игра способствовала реализации всех поставленных целей. В ходе игры участники проявили не только творческие способности, но и сообразительность, логическое мышление, смекалку, показали связь литературы с жизнью, говоря об актуальности проблем, поставленных в произведениях писателя.
Атмосфера была очень доброжелательной, что способствовало вовлечению в игру всех участников.
При проведении цикла игр «Творческая лаборатория» обучающиеся проводят «эксперименты» с поэтическими текстами.
Они творчески анализируют художественные тексты, используя межпредметные связи, высказывают оценочные суждения. Работая группами с разными стихотворениями, обучающиеся создают ассоциативный ряд, который помогает определить основную тему и идею произведения. Наполняют поэтические тексты звуками и запахами, раскрашивают «красками» - создают эффект 3Д.
Некоторые студенты подбирают музыку, на фоне которой читают стихотворения. Такое исполнение создает определенное эмоциональное настроение.
Интеллектуальная игра – это специфическая, полноценная, творческая форма проведения уроков.
Показателями эффективности интеллектуальных игр являются:
- развитие мотивации к изучению литературы и русского языка;
- социальная адаптация;
- развитие культуры речи;
- развитие творческих компетенций;
- формирование самостоятельности;
- повышение качественной успеваемости.
Результаты работы позволяют сделать вывод об эффективности применения интеллектуальных игр на уроках литературы, русского языка и во внеклассной работе.