СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности посредством интеллектуальных игр.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с педагогическим опытом. Интеллектуальные игры разрабатываю сама и применяю на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности посредством интеллектуальных игр.»

 Развитие творческих компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе посредством интеллектуальных игр

Развитие творческих компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе посредством интеллектуальных игр

 Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому неизвестные».  Видимо, это и есть путь становления изобретательского и исследовательского таланта. Этому служат интеллектуальные игры, которые способствуют всестороннему, гармоничному развитию личности, помогают формировать необходимые в обучении и жизни компетенции.

Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому неизвестные».

Видимо, это и есть путь становления изобретательского и исследовательского таланта. Этому служат интеллектуальные игры, которые способствуют всестороннему, гармоничному развитию личности, помогают формировать необходимые в обучении и жизни компетенции.

 Игра – самостоятельная деятельность, в которой участников объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Игра приучает подчинять свои действия и мысли определенной цели. В игре каждый участник чувствует себя членом команды, учится объективно оценивать действия своих товарищей и свои собственные.  Задача учителя состоит в том, чтобы помочь организовать игру, в которой каждый обучающийся смог бы проявить свои способности.  Игра – важное средство умственного развития, связанного с работой воображения. Поэтому в процессе игры развиваются творческие способности.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой участников объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Игра приучает подчинять свои действия и мысли определенной цели. В игре каждый участник чувствует себя членом команды, учится объективно оценивать действия своих товарищей и свои собственные.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь организовать игру, в которой каждый обучающийся смог бы проявить свои способности.

Игра – важное средство умственного развития, связанного с работой воображения. Поэтому в процессе игры развиваются творческие способности.

 Интеллектуальные игры способствуют развитию у обучающихся мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии, увлеченности, эмоциональности, эстетического вкуса, наблюдательности, способности творческого поиска различных способов выполнения учебных заданий.  Содержание интеллектуальных игр, которые я разрабатываю сама, позволяет расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки.  При проведении интеллектуальных игр преследую две цели: ближайшую и перспективную. Ближайшая цель состоит в создании условий, при которых каждый обучающийся сможет проявить свои творческие способности, реализовать свои интересы.  Перспективная цель заключается в воспитании творческой личности, способной самостоятельно добывать знания и принимать решения, уверенно действовать в различных жизненных ситуациях. И ближайшая, и перспективная цели в системе своей содержат обучение, развитие и воспитание.

Интеллектуальные игры способствуют развитию у обучающихся мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии, увлеченности, эмоциональности, эстетического вкуса, наблюдательности, способности творческого поиска различных способов выполнения учебных заданий.

Содержание интеллектуальных игр, которые я разрабатываю сама, позволяет расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки.

При проведении интеллектуальных игр преследую две цели: ближайшую и перспективную. Ближайшая цель состоит в создании условий, при которых каждый обучающийся сможет проявить свои творческие способности, реализовать свои интересы.

Перспективная цель заключается в воспитании творческой личности, способной самостоятельно добывать знания и принимать решения, уверенно действовать в различных жизненных ситуациях. И ближайшая, и перспективная цели в системе своей содержат обучение, развитие и воспитание.

Интеллектуальные игры я использую как в учебной, так и во внеклассной работе. Представляю условную классификацию интеллектуальных игр: По содержанию: а) литературные «Литературная викторина», «Детективное расследование» (по рассказу А.П.Чехова «Ионыч»), «Литературный ринг» (по творчеству А.М.Горького), «Творческая лаборатория» (по творчеству А.Блока, Н.Некрасова,  Н. Рубцова); б) по русскому языку «КВН по фразеологии», «Словарь В.Даля»; в) психологические «Познай себя»; г) экономические «Экошка»; д) эстетические «Этикет»; е) общие знания: культура, искусство, история, наука, природа «Ярмарка», «Интеллектуальный тир», «Золотая осень», «Времена года».

Интеллектуальные игры я использую как в учебной, так и во внеклассной работе. Представляю условную классификацию интеллектуальных игр:

По содержанию:

а) литературные «Литературная викторина», «Детективное расследование» (по рассказу А.П.Чехова «Ионыч»), «Литературный ринг» (по творчеству А.М.Горького), «Творческая лаборатория» (по творчеству А.Блока, Н.Некрасова,

Н. Рубцова);

б) по русскому языку «КВН по фразеологии», «Словарь В.Даля»;

в) психологические «Познай себя»;

г) экономические «Экошка»;

д) эстетические «Этикет»;

е) общие знания: культура, искусство, история, наука, природа «Ярмарка», «Интеллектуальный тир», «Золотая осень», «Времена года».

2. По назначению:  а) обучающие;  б) контролирующие. 3. По массовости:  а) коллективные (перечислены выше);  б) индивидуальные (иллюстрирование фразеологизмов, ребусы, кроссворды, буриме).  В процессе игры мне важно, чтобы каждый участник мыслил, высказывал свое мнение, отстаивал свою точку зрения, проявлял свои творческие способности.  Большое внимание уделяю развитию устной речи и выразительному чтению художественных текстов.

2. По назначению:

а) обучающие;

б) контролирующие.

3. По массовости:

а) коллективные (перечислены выше);

б) индивидуальные (иллюстрирование фразеологизмов, ребусы, кроссворды, буриме).

В процессе игры мне важно, чтобы каждый участник мыслил, высказывал свое мнение, отстаивал свою точку зрения, проявлял свои творческие способности.

Большое внимание уделяю развитию устной речи и выразительному чтению художественных текстов.

 В качестве примера хочу представить элементы интеллектуальной игры «Литературный ринг» (по творчеству А.М.Горького).  Цели: - повторение и систематизация материала по творчеству А.М.Горького; - расширение предметной компетенции у студентов; - развитие творческих компетенций; - пробуждение интереса к чтению; - развитие устной речи; - формирование навыков работы в команде.

В качестве примера хочу представить элементы интеллектуальной игры «Литературный ринг» (по творчеству А.М.Горького).

Цели:

- повторение и систематизация материала по творчеству А.М.Горького;

- расширение предметной компетенции у студентов;

- развитие творческих компетенций;

- пробуждение интереса к чтению;

- развитие устной речи;

- формирование навыков работы в команде.

Творческие задания: Оформление эмблемы команды, символизирующей героя произведения А.М.Горького. Разминка (знание текстов произведений писателя). Объяснение литературоведческих терминов. Определение жанра произведений. Объяснение афоризмов (устное сочинение – рассуждение). «Литературный музей» (определить, кому из героев пьесы «На дне» принадлежат данные вещи). Нахождение в пьесе «На дне» пословиц, поговорок, фразеологизмов. Артистический конкурс (чтение пьесы по ролям).

Творческие задания:

  • Оформление эмблемы команды, символизирующей героя произведения А.М.Горького.
  • Разминка (знание текстов произведений писателя).
  • Объяснение литературоведческих терминов.
  • Определение жанра произведений.
  • Объяснение афоризмов (устное сочинение – рассуждение).
  • «Литературный музей» (определить, кому из героев пьесы «На дне» принадлежат данные вещи).
  • Нахождение в пьесе «На дне» пословиц, поговорок, фразеологизмов.
  • Артистический конкурс (чтение пьесы по ролям).
 Данная игра способствовала реализации всех поставленных целей. В ходе игры участники проявили не только творческие способности, но и сообразительность, логическое мышление, смекалку, показали связь литературы с жизнью, говоря об актуальности проблем, поставленных в произведениях писателя.  Атмосфера была очень доброжелательной, что способствовало вовлечению в игру всех участников.

Данная игра способствовала реализации всех поставленных целей. В ходе игры участники проявили не только творческие способности, но и сообразительность, логическое мышление, смекалку, показали связь литературы с жизнью, говоря об актуальности проблем, поставленных в произведениях писателя.

Атмосфера была очень доброжелательной, что способствовало вовлечению в игру всех участников.

 При проведении цикла игр «Творческая лаборатория» обучающиеся проводят «эксперименты» с поэтическими текстами.  Они творчески анализируют художественные тексты, используя межпредметные связи, высказывают оценочные суждения. Работая группами с разными стихотворениями, обучающиеся создают ассоциативный ряд, который помогает определить основную тему и идею произведения. Наполняют поэтические тексты звуками и запахами, раскрашивают «красками» - создают эффект 3Д.  Некоторые студенты подбирают музыку, на фоне которой читают стихотворения. Такое исполнение создает определенное эмоциональное настроение.

При проведении цикла игр «Творческая лаборатория» обучающиеся проводят «эксперименты» с поэтическими текстами.

Они творчески анализируют художественные тексты, используя межпредметные связи, высказывают оценочные суждения. Работая группами с разными стихотворениями, обучающиеся создают ассоциативный ряд, который помогает определить основную тему и идею произведения. Наполняют поэтические тексты звуками и запахами, раскрашивают «красками» - создают эффект 3Д.

Некоторые студенты подбирают музыку, на фоне которой читают стихотворения. Такое исполнение создает определенное эмоциональное настроение.

 Интеллектуальная игра – это специфическая, полноценная, творческая форма проведения уроков.  Показателями эффективности интеллектуальных игр являются: - развитие мотивации к изучению литературы и русского языка; - социальная адаптация; - развитие культуры речи; - развитие творческих компетенций; - формирование самостоятельности; - повышение качественной успеваемости.  Результаты работы позволяют сделать вывод об эффективности применения интеллектуальных игр на уроках литературы, русского языка и во внеклассной работе.

Интеллектуальная игра – это специфическая, полноценная, творческая форма проведения уроков.

Показателями эффективности интеллектуальных игр являются:

- развитие мотивации к изучению литературы и русского языка;

- социальная адаптация;

- развитие культуры речи;

- развитие творческих компетенций;

- формирование самостоятельности;

- повышение качественной успеваемости.

Результаты работы позволяют сделать вывод об эффективности применения интеллектуальных игр на уроках литературы, русского языка и во внеклассной работе.