МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РО
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад
Развитие творческих способностей умственно отсталых школьников на уроках и во внеурочное время
методический семинар «Современные подходы к организации образовательного процесса умственно отсталых школьников»
Учитель: Л.В.Сытник
2017-2018
Красносулинский район
Развитие творческих способностей умственно отсталых школьников на уроках и во внеурочное время
(слайд 1)
Федеральные государственные стандарты требуют от нас инновационных подходов в обучении школьников. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) творческая активность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования и духовно - нравственного развития детей младшего школьного возраста.
Художественно-творческая деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, даёт ребенку самовыражаться, расширяет общий кругозор ребенка, реализует познавательные интересы детей, развивает их личность.
Представляю Вашему вниманию свой опыт по развитию творческих способностей умственно отсталых школьников на уроках рисования, ручого труда и во внеурочное время.
(слайд 2)
Так, на уроках ручного труда и рисования я действую в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента творческого процесса.
С этой целью мною в соавторстве с другими коллегами было создано дидактическое пособие – рабочая тетрадь по рисованию для 1 класса, в которой учитывалась коррекционная направленность в обучении и которая помогала лучше усваивать учебный материал, а так же мотивировала школьников к творческой изобразительной деятельности.
(слайд 3)
На уроках использовались игровые методы с целью побуждения творческой активности на уроках по изобразительной деятельности.
(слайд 4)
В рамках ФГОС я осуществляю деятельностный подход в обучении школьников, используя метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности обучающихся, воспитанников.
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
(слайд 5)
Проявление творческой активности в художественно-трудовой деятельности младших школьников – важный шаг к профориентационной деятельности. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
На занятиях по ручному труду у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.
(слайд 6)
Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение коллективной деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность – все виды деятельности, кроме урочной, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся, воспитанников.
По учебному плану на внеурочную деятельность выделяется 10 часов:
- лечебная физическая культура – 1 час,
- логопедические занятия – 4 часа,
- психокоррекционные занятия – 2 часа,
- ритмика – 1 час,
И выделяется 2 часа на другие виды коррекционной деятельности.
В моём классе я выбрала кружковую деятельность в двух направлениях (музыкальном и художественном):
- вокально-хореографический кружок «Радуга»,
- кружок декоративно прикладного искусства «Вдохновение».
(слайд 7)
На вокально-хореографическом кружке «Радуга» и коррекционном занятии «Ритмика» у ребят развиваются музыкальные творческие способности.
В программу по «Ритмике» включены музыкальные игры, игра на детских музыкальных и шумовых инструментах, движения под музыку, упражнения на расслабление с музыкальным сопровождением. Так же включены в программу элементы логоритмики, оказывающие положительное влияние на развитие речи детей при разучивании чистоговорок и музыкальных игр с песенным сопровождением. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и двигательные умения. На занятия по «Ритмике» я применяю индивидуальные и групповые формы обучения, использую игровые методы, метод объяснения, показа, дифференцированного подхода к обучению обучающихся воспитанников, так же использую объяснительно-иллюстративный метод. Музыкальное сопровождение осуществляю игрой на музыкальных инструментах, или с помощью магнитофона, мульти-медиа аппаратуры.
(слайд 8)
Исполнение народных инструментальных песен является одним из творческих направлений.
(слайд 9)
На вокально-хореографическом кружке «Радуга» ребята разучивают детские, патриотические и школьные песни.
(слайд 10,11)
Так же обучающиеся, воспитанники учат движения различных современных и народных танцев. На школьных праздниках и родительских собраниях дети выступают с музыкальными художественными номерами и таким образом демонстрируют свои творческие способности.
Таким образом ребятам интереснее учиться в школе, а родителям приятно видеть разностороннее развитие детей.
(слайд 12)
Второй кружок декоративно прикладного искусства «Вдохновение» имеет художественную направленность, а коллективная художественно-трудовая деятельность имеет воспитательное значение.
Цель данного кружка: развитие художественно-творческой деятельности.
Основными задачами являются:
- воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно-прикладным, дизайну в разных формах;
-формирование художественно-образного мышления.
(слайд 13)
В программу включено рисование красками, аппликация, декоративно прикладное творчество, использование различных нетрадиционных художественных техник.
(слайд14)
В результате развития творческих способностей мы ждём от обучающихся:
формирование социальной активности;
развитие творческой активности обучающихся;
и надеемся, что наши ребята станут духовно богаче, а значит будут способны совершать добрые поступки.
Спасибо за внимание. (слайд 15)