СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие в условиях дефицитарности зрительного восприятия. Виды и варианты дефицитарного развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках дефицитарного развития в коррекционной педагогике и специальной психологии выделяют детей с различной степени отклонениями в формировании сенсорных и двигательных функций.

Просмотр содержимого документа
«Развитие в условиях дефицитарности зрительного восприятия. Виды и варианты дефицитарного развития.»

Развитие в условиях дефицитарности зрительного восприятия Виды и варианты дефицитарного развития

Развитие в условиях дефицитарности зрительного восприятия

Виды и варианты дефицитарного развития

В рамках дефицитарного развития в коррекционной (специальной) педагогике и специальной психологии выделяют детей с различной степени отклонениями в формировании сенсорных (в первую очередь, слуховой и зрительной) и двигательных (особенности формирования опорно-двигательного аппарата) функций. В отдельную категорию дефицитарного развития имеет смысл выделить детей с сочетанными (множественными) нарушениями, когда эти отклонения присутствуют в различных сочетаниях, иногда с присоединением дисфункций других психических и соматических систем ребёнка.
  • В рамках дефицитарного развития в коррекционной (специальной) педагогике и специальной психологии выделяют детей с различной степени отклонениями в формировании сенсорных (в первую очередь, слуховой и зрительной) и двигательных (особенности формирования опорно-двигательного аппарата) функций.
  • В отдельную категорию дефицитарного развития имеет смысл выделить детей с сочетанными (множественными) нарушениями, когда эти отклонения присутствуют в различных сочетаниях, иногда с присоединением дисфункций других психических и соматических систем ребёнка.
Основной критерий выделения данного типа отклоняющего развития – наличие возникшей в раннем возрасте недостаточности отдельных анализаторных систем, в том числе проприоцептивной системы, её центрального звена (недоразвитие опорно-двигательного аппарата при детском церебральной параличе). То есть с раннего возраста у ребёнка наблюдается дефицит информации, поступающей через соответствующий «дефицитарный» анализатор.
  • Основной критерий выделения данного типа отклоняющего развития – наличие возникшей в раннем возрасте недостаточности отдельных анализаторных систем, в том числе проприоцептивной системы, её центрального звена (недоразвитие опорно-двигательного аппарата при детском церебральной параличе).
  • То есть с раннего возраста у ребёнка наблюдается дефицит информации, поступающей через соответствующий «дефицитарный» анализатор.
Все разнообразие дефицитарного развития может быть представлено следующими видами:  Дефицитарность дистантных анализаторных систем (слуха и зрения).  Дефицитарность опорно-двигательного аппарата. Сочетанная (множественная) дефицитарность.

Все разнообразие дефицитарного развития может быть представлено следующими видами:

  • Дефицитарность дистантных анализаторных систем (слуха и зрения).
  • Дефицитарность опорно-двигательного аппарата.
  • Сочетанная (множественная) дефицитарность.

 Дефицитарность дистантных анализаторных систем (слуха и зрения).  Дефицитарность опорно-двигательного аппарата. Сочетанная (множественная) дефицитарность.
  • Дефицитарность дистантных анализаторных систем (слуха и зрения).
  • Дефицитарность опорно-двигательного аппарата.
  • Сочетанная (множественная) дефицитарность.

Развитие в условиях дефицитарности зрения К категории детей с нарушением зрения в тифлопсихологии относят слепых, слабовидящих и детей с амблиопией и косоглазием. Также среди нарушений зрения выделяются:  Миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм; Нистагм;  Частичная атрофия зрительного нерва и др.

Развитие в условиях дефицитарности зрения

  • К категории детей с нарушением зрения в тифлопсихологии относят слепых, слабовидящих и детей с амблиопией и косоглазием. Также среди нарушений зрения выделяются:
  • Миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм;
  • Нистагм;
  • Частичная атрофия зрительного нерва и др.
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей: слепорожденные и ослепшие. Слепорожденные – дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Это дети с остротой зрения от 0 до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками.
  • В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей: слепорожденные и ослепшие.
  • Слепорожденные – дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет.
  • Это дети с остротой зрения от 0 до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками.
В эту категорию входят дети:  Слепые со светоощущением. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут показать, откуда падает свет (показать направление света), а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией, не могут указать, откуда он падает, т.е. они только отличают свет от тьмы; Слепые, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, т.е. они отличают не только свет от тьмы, но и различают цвета;
  • В эту категорию входят дети:
  • Слепые со светоощущением. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут показать, откуда падает свет (показать направление света), а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией, не могут указать, откуда он падает, т.е. они только отличают свет от тьмы;
  • Слепые, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, т.е. они отличают не только свет от тьмы, но и различают цвета;
В эту категорию входят дети:  Слепые, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009).При таком зрении в комфортных условиях человек видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии может различать цвета, контуры/или силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или «движения руки перед лицом»;
  • В эту категорию входят дети:
  • Слепые, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009).При таком зрении в комфортных условиях человек видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии может различать цвета, контуры/или силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или «движения руки перед лицом»;
В эту категорию входят дети: Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. В этой группе слепых острота зрения варьируется в пределах 0,01-0,04 (на лучше видящем глазу с коррекцией). Эти дети на близком расстоянии видят предметы.
  • В эту категорию входят дети:
  • Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. В этой группе слепых острота зрения варьируется в пределах 0,01-0,04 (на лучше видящем глазу с коррекцией). Эти дети на близком расстоянии видят предметы.
Слабовидящие - это дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Категория слабовидящих обучающихся представляет собой чрезвычайно неоднородную группу, различающуюся по своим зрительным возможностям, детерминированным состоянием зрительных функций и характером глазной патологии. Выделяются степени слабовидения: тяжелая, средняя, слабая.
  • Слабовидящие - это дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией очками.
  • Категория слабовидящих обучающихся представляет собой чрезвычайно неоднородную группу, различающуюся по своим зрительным возможностям, детерминированным состоянием зрительных функций и характером глазной патологии.
  • Выделяются степени слабовидения: тяжелая, средняя, слабая.
Группу слабовидения тяжелой степени составляют обучающиеся с остротой зрения, находящейся в пределах от 0,05 до 0,09 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. У данной группы детей наряду со значительным снижением остроты зрения у них, как правило, нарушен ряд других зрительных функций: поле зрения (сужение или наличие скотом), светоощущение (повышение или понижение светочувствительности), пространственная контрастная чувствительность, цветоразличение, глазодвигательные функции (нистагм, значительно осложняющий процесс видения, и косоглазие) и другие.

Группу слабовидения тяжелой степени составляют обучающиеся с остротой зрения, находящейся в пределах от 0,05 до 0,09 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции.

  • У данной группы детей наряду со значительным снижением остроты зрения у них, как правило, нарушен ряд других зрительных функций: поле зрения (сужение или наличие скотом), светоощущение (повышение или понижение светочувствительности), пространственная контрастная чувствительность, цветоразличение, глазодвигательные функции (нистагм, значительно осложняющий процесс видения, и косоглазие) и другие.
Группу слабовидения тяжелой степени составляют обучающиеся с остротой зрения, находящейся в пределах от 0,05 до 0,09 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Несмотря на достаточно низкую остроту зрения и нестабильность зрительных функций, ведущим в учебно-познавательной деятельности данной группы обучающихся выступает зрительный анализатор.

Группу слабовидения тяжелой степени составляют обучающиеся с остротой зрения, находящейся в пределах от 0,05 до 0,09 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции.

  • Несмотря на достаточно низкую остроту зрения и нестабильность зрительных функций, ведущим в учебно-познавательной деятельности данной группы обучающихся выступает зрительный анализатор.
• Группу слабовидения средней степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,1 до 0,2 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. В данную группу входят так же обучающиеся, у которых, наряду со снижением остроты зрения, могут иметь место нарушения других зрительных функций (поля зрения, светоощущения, пространственной контрастной чувствительности, цветоразличения, глазодвигательные функции и др.).
  • Группу слабовидения средней степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,1 до 0,2 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции.
  • В данную группу входят так же обучающиеся, у которых, наряду со снижением остроты зрения, могут иметь место нарушения других зрительных функций (поля зрения, светоощущения, пространственной контрастной чувствительности, цветоразличения, глазодвигательные функции и др.).
Группу слабовидения слабой степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,3 до 0,4 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Данная группа обучающихся испытывает определенные трудности, как в процессе восприятия окружающего мира, так и в процессе учебно-познавательной деятельности.
  • Группу слабовидения слабой степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,3 до 0,4 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции.
  • Данная группа обучающихся испытывает определенные трудности, как в процессе восприятия окружающего мира, так и в процессе учебно-познавательной деятельности.
Использованная литература: Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.:Речь, 2000 г. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Типология отклоняющего развития: Модель анализа и её использование в практической деятельности. М., Генезис, 2011 г. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие/ Под науч. ред. Л.М. Шипициной – СПб.: Речь, 2003 г.

Использованная литература:

  • Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.:Речь, 2000 г.
  • Семаго М.М., Семаго Н.Я. Типология отклоняющего развития: Модель анализа и её использование в практической деятельности. М., Генезис, 2011 г.
  • Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие/ Под науч. ред. Л.М. Шипициной – СПб.: Речь, 2003 г.