СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие зрительной памяти младших школьников через экскурсионную деятельность. Опыт работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты эксперимента по развитию зрительной памяти младших школьников в процессе экскурсионной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Развитие зрительной памяти младших школьников через экскурсионную деятельность. Опыт работы»

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В настоящее время большое количество учащихся начальной школы имеет недостаточный уровень развития зрительной памяти. Объем памяти у современных детей гораздо ниже, чем у их сверстников еще 10-15 лет назад. А это негативно влияет на усвоение школьной программы; приводит к тому, что ребенок с трудом запоминает полученную в ходе жизни и деятельности информацию, ребенку очень сложно сконцентрироваться и запомнить что-то усилием воли. Обилие зрительных образов перегружает психику детей, усложняя процесс запоминания.

Учитывая данные особенности развития современных детей, одним из направлений деятельности учителя начальной школы должно стать развитие зрительной памяти учащихся. Возможным вариантом деятельности, направленной на развитие зрительной памяти младших школьников, могут стать экскурсии. Экскурсионная деятельность позволяет преодолеть имеющиеся трудности, вызвать у ребенка положительные эмоции, которые способствуют лучшему запоминанию, и в дальнейшем - воспроизведению зрительных образов.

Мы провели исследование, в котором проверили влияние экскурсионной деятельности на развитие зрительной памяти младших школьников. Нами был разработан цикл природоведческих экскурсий для учащихся 1 класса.

Перед каждой экскурсией с детьми проводилась доэкскурсионная работа: совместное обсуждение текстов детских энциклопедий и художественных произведений, рассматривание иллюстраций по теме экскурсии; просмотр мультфильмов, видео, презентаций. Данные занятия были направлены на получение детьми первичных представлений и образов по теме будущей экскурсии.

Экскурсии проводились на знакомой детям местности. В ходе экскурсий детям давались задания на запоминание, воспроизведение и узнавание зрительных образов. Для запоминания зрительных образов дети обучались приему ассоциаций, учились рассматривать и запоминать отдельные детали растений, сопоставлять часть и целое, сравнивать между собой различные объекты и явления природы. В ходе экскурсий уделялось большое внимание цветовой палитре рассматриваемых объектов, их форме, размеру. В каждую экскурсию включались подвижные и дидактические игры, также направленные на развитие зрительной памяти детей. Также в процессе экскурсионной деятельности у детей воспитывалось бережное отношение к природе. Они учились видеть ее красоту, что способствовало их эстетическому воспитанию.

Послеэкскурсионные задания: выполнение творческой работы (рисунка, поделки) были направлены на закрепление и воспроизведение зрительных образов, полученных во время экскурсий. В процессе создания этих работ дети учились работать совместно, высказывать свои мысли о работе другого.

Уже в ходе работы была замечена положительная динамика развития зрительной памяти у всех детей группы. По разным диагностическим методикам, доля детей с высоким уровнем развития зрительной памяти выросла на 8-16%, со средним - на 9-33%. При этом доля детей с низким уровнем развития зрительной памяти уменьшилась на 25-34%. Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что экскурсии по изучению природы способствовали повышению уровня развития зрительной памяти младших школьников. Было установлено, что систематическое проведение естествоведческих экскурсий в начальной школе способствует развитию зрительной памяти детей младшего школьного возраста.