СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие фонематических процессов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонематический слух включает :

 

•способность слышать есть данный звук в слове или нет;

•способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

•способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. 

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематических процессов»

Р А З В И Т И Е Ф Н О Е К Х С Т Е И А М И Ч  П Р О Ц Е С С О В

Р А З В И Т И Е

Ф

Н

О

Е

К

Х

С

Т

Е

И

А

М

И

Ч

П Р О Ц Е С С О В

 I . История изучения.   II . Терминология.   III . Психофизиологические основы фонематических процессов.   IV . Роль фонематических процессов в развитии речи.   V . Проявление нарушений фонематического восприятия при чтении, на письме.   VI . Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях.   VII . Этапы развития фонематического восприятия.  VIII . Применение артикуляционной гимнастики  и моделей артикуляции звуков.

I . История изучения.

II . Терминология.

III . Психофизиологические основы фонематических процессов.

IV . Роль фонематических процессов в развитии речи.

V . Проявление нарушений фонематического восприятия

при чтении, на письме.

VI . Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях.

VII . Этапы развития фонематического восприятия.

VIII . Применение артикуляционной гимнастики

и моделей артикуляции звуков.

Фонематические процессы включают:  ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ  ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Фонематические процессы

включают:

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ

СЛУХ

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

 Л.С. Выготский  доказал, что единицей развития детской речи является фонема   ЗАКОН ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ–  закон восприятия  звучащей стороны речи

Л.С. Выготский

доказал, что единицей развития детской речи является фонема

ЗАКОН

ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ–

закон восприятия

звучащей стороны речи

 Фонематический слух включает :  способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Фонематический слух включает :

  • способность слышать есть данный звук в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
 Фонематическое восприятие  включает:  умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове.

Фонематическое восприятие

включает:

  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;
  • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
  • осознание или подсчет количества звуков в слове.
Фонемный анализ включает:  выяснение порядка следования фонем в слове; 2. установление различительной функции фонем; 3. выделение основных фонематических  противопоставлений, свойственных  данному языку.

Фонемный анализ включает:

  • выяснение порядка следования фонем в слове;

2. установление различительной функции фонем;

3. выделение основных фонематических

противопоставлений, свойственных

данному языку.

Фонематический слух  –  тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова

Фонематический слух

тонкий систематизированный слух,

обладающий способностью осуществлять

операции различения и узнавания фонем,

составляющих звуковую оболочку слова

Фонематическое восприятие  –  специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова

Фонематическое восприятие

специальные умственные действия

по дифференциации фонем

и установлению звуковой структуры слова

Фонематический анализ  – умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.  Фонематический синтез – умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Фонематический анализ

умственные действия по анализу

звуковой структуры слова –

разложение его на последовательный

ряд звуков, подсчет их количества,

классификация.

Фонематический синтез –

умственные действия по синтезу

звуковой структуры слова –

слияние отдельных звуков в слоги,

а слоги в слова.

Фонематические представления – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Фонематические представления

это сохранившиеся в сознании образы

звуковых оболочек слов,

которые образовались на основе

предшествовавших им ранее

восприятий этих слов.

В 1874 году Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона  сенсорной речи .

В 1874 году

Э. Вернике было установлено,

что в коре головного мозга имеется зона

сенсорной речи .

Эмбриональное развитие закладывается способность к восприятию звуков речи 2-4 недели от момента рождения ребёнок реагирует  на любые звуки 2 года пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка 1 год Слово – орудие общения,  ребёнок реагирует  на звуковую оболочку слова 7-11 месяцев откликается на слово

Эмбриональное развитие

закладывается способность

к восприятию звуков речи

2-4 недели

от момента рождения

ребёнок реагирует

на любые звуки

2 года

пользуется фонематическим

восприятием всех звуков

родного языка

1 год

Слово – орудие общения,

ребёнок реагирует

на звуковую оболочку слова

7-11 месяцев

откликается на слово

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово,  то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово,

то есть умение анализировать звуковой состав слова,

является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Нарушение  фонематического восприятия  мешает детям овладеть в нужной степени:   словарным запасом  грамматическим строем  тормозит развитие связной речи

Нарушение

фонематического восприятия

мешает детям

овладеть в нужной степени:

  • словарным запасом
  • грамматическим строем
  • тормозит развитие связной речи
затруднения при дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.); неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможность подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.
  • затруднения при дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);
  • неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • невозможность подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

 При чтении типичны ошибки: трудности слияния звуков в слоги и слова; взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих - шипящих, твёрдых - мягких, звонких – глухих); побуквенное чтение; искажение слоговой структуры слов; слишком медленный темп чтения; нарушения понимания прочитанного.

При чтении типичны ошибки:

  • трудности слияния звуков в слоги и слова;
  • взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих - шипящих, твёрдых - мягких, звонких – глухих);
  • побуквенное чтение;
  • искажение слоговой структуры слов;
  • слишком медленный темп чтения;
  • нарушения понимания прочитанного.
К недостаткам письма относятся:  замены букв, пропуски гласных;  пропуски согласных в их стечении;  слияние слов на письме;  раздельное написание частей одного слова;  пропуски, перестановки слогов;  орфографические ошибки.

К недостаткам письма относятся:

замены букв, пропуски гласных;

пропуски согласных в их стечении;

слияние слов на письме;

раздельное написание частей одного слова;

пропуски, перестановки слогов;

орфографические ошибки.

 Этапы развития фонематического восприятия  Развитие неречевого слуха.  2. Развитие речевого слуха.  3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза .

Этапы развития фонематического восприятия

  • Развитие неречевого слуха.

2. Развитие речевого слуха.

3. Развитие навыка элементарного

звукового анализа и синтеза .

 1. Развитие неречевого слуха упражнения включают задания на распознание: звучащих инструментов; звучащих предметов; действий предметов.

1. Развитие неречевого слуха

упражнения включают задания на распознание:

  • звучащих инструментов;
  • звучащих предметов;
  • действий предметов.
 2. Развитие речевого слуха различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем.

2. Развитие речевого слуха

  • различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
  • различение слов, близких по звуковому составу;
  • дифференциация слогов;
  • дифференциация фонем.
3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза определение количества слогов в словах разной сложности; выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука; выделение из слога гласного, затем согласного звука; выделение первого и последнего звука в слове; выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения; определение места, количества, последовательности звуков в слове; творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).

3. Развитие навыка элементарного звукового

анализа и синтеза

  • определение количества слогов в словах разной сложности;
  • выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;
  • выделение из слога гласного, затем согласного звука;
  • выделение первого и последнего звука в слове;
  • выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;
  • определение места, количества, последовательности звуков в слове;
  • творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).
Родители Логопед Учитель

Родители

Логопед

Учитель

Символы для обозначения моделей артикуляции звуков - артикуляция губ - движение языка вверх - работа голосовых складок  - вибрация кончика язычка     - положение кончика язычка  - подъём спинки языка

Символы для обозначения моделей артикуляции звуков

- артикуляция губ

- движение языка вверх

- работа голосовых складок

- вибрация кончика язычка

 - положение кончика язычка

- подъём спинки языка

МОДЕЛИ АРТИКУЛЯЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ОТОБРАЖАЮТ:  - участие или неучастие губ;  - вибрацию голосовых складок;  - свободный проход выдыхаемого воздуха через рот.  МОДЕЛИ АРТИКУЛЯЦИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ОТОБРАЖАЮТ: - наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;  - способ артикуляции;  - место артикуляции;  - наличие или отсутствие дополнительного подъёма  спинки языка к твёрдому нёбу.

МОДЕЛИ АРТИКУЛЯЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ОТОБРАЖАЮТ:

- участие или неучастие губ;

- вибрацию голосовых складок;

- свободный проход выдыхаемого воздуха через рот.

МОДЕЛИ АРТИКУЛЯЦИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ОТОБРАЖАЮТ:

- наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;

- способ артикуляции;

- место артикуляции;

- наличие или отсутствие дополнительного подъёма

спинки языка к твёрдому нёбу.