СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интеллектуальных способностей обучающихся через использование ЭОР на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника.  Учителя задают себе вопросы: «Что влияет на «современность» урока?» Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения? Вообще, каким он должен быть?» Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде стоит ответить на вопросы: «Какой он, современный урок в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?»

Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллектуальных способностей обучающихся через использование ЭОР на уроках русского языка и литературы»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

по теме:

«Развитие интеллектуальных

способностей обучающихся через использование

ЭОР на уроках русского языка и литературы»


Пястолова Мария Викторовна,

ЗДМР, учитель русского языка

и литературы МКОУ «СОШ № 4»

г. Щучье Курганской области,

высшая категория


Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. Учителя задают себе вопросы: «Что влияет на «современность» урока?» Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения? Вообще, каким он должен быть?» Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде стоит ответить на вопросы: «Какой он, современный урок в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?»

Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель.

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - сказал ещё в начале XX века писатель-реалист Максим Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами.

Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить детей учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. Чтобы школа не проиграла в соревновании с широкой доступностью услуг Интернета, необходимо с максимально большей пользой для ребенка использовать возможности этого столь привлекательного для современных школьников ресурса.

К тому же, это достаточно мощный рычаг, повышающий мотивацию учебной деятельности ребёнка, который в мире компьютеров давно чувствует себя как дома.

Сам факт проведения урока русского языка и литературы в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей. Ребёнку становится интересно при помощи компьютера осваивать материал, проверять уровень компетенций, получать за свой учебный труд отметку независимого, объективного экзаменатора, коим является компьютер.

Электронные образовательные ресурсы – это учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей:

  • предоставление учебной информации с привлечением средств

технологии мультимедиа;

  • осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном

взаимодействии;

  • контроль за результатами обучения и продвижения в учении.

Необходимость использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) сегодня очевидна многим, потому что они:

- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

- позволяют индивидуализировать процесс обучения;

- повышают интерес к урокам русского языка и литературы;

- активизируют познавательную деятельность учащихся;

- развивают творческий потенциал учащихся;

- осовременивают урок.

Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются электронные образовательные ресурсы.

Учителя русского языка и литературы в силу понятных причин весьма осторожно относятся к применению новых информационных технологий на своих уроках. По большому счету, главное для нас – гуманитарное образование личности ребенка, которое является основой человеческой нравственности и культуры. Но ЭОР становятся хорошим помощником учителю-словеснику, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. ЭОР на уроках русского языка позволяют разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышают творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций экономит время, более эстетично оформляет материал.

Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, видеофрагментов, различных занимательных заданий, тестов воспитывает у учащихся интерес к уроку.

ЭОР может использоваться на всех этапах обучении:



Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить и сами обучающиеся в Интернете и на дисках. Так урок становится ярким, образным, деятельностным. Использование интерактивных тестов не только экономит время учителя, но и помогает учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках русского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволяет выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний – контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности.

Предложенные ученикам 24 вопроса по теме "Стилистика" (10 класс) были выполнены с помощью модульной системы PROLog за 30 минут с качеством знаний – 83% – это хороший показатель систематического и целесообразного использования информационных технологий в учебном процессе. Модульная система PROLog – это программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий сбор и обработку данных в области различных дисциплин. Очевидно, что компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства – конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль – существенно повышают уровень обучения.

Такие уроки приносят большое удовлетворение учителю и пользу ученикам. А если ещё и вспомнить суждение Льва Николаевича Толстого, который говорил, что «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику», то сомнения в том, стоит ли учителю-словеснику использовать ЭОР, отпадут сами собой.

Правильно подобранный к уроку ЭОР пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение. Это начало другого, «нешкольного» знания. Знания, в основе которого – ощущения и образы.

Создано множество различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих тематические коллекции, инструменты, программные средства. Повышают наглядность, интерактивность урока русского языка анимированные рисунки и иллюстрации; интерактивные определения, правила, таблицы, учебные тексты; электронные задания, тесты, словари и справочники.

Не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя. Владение ИКТ на должном уровне позволяет мне самостоятельно создавать учебно-методические материалы: учебные видеоролики по курсу "Развитие речи", мультимедийные презентации (программа Microsoft Producer), интерактивные презентации, тесты (программа Adobe Captivate), кроссворды с использованием интерактивной доски (Hot Potatoes).

Для входного, промежуточного, контрольного тестирования использую различные типы заданий: с множественным выбором, с альтернативным типом ответа, задания свободного изложения, задания на восстановление соответствия.

Презентации я использую при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и, конечно, физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. В основном на моих уроках презентация является универсальным средством перехода на электронный образовательный ресурс в сети Интернет, или же на электронный ресурс в памяти компьютера или диска.

«Интерактивные презентации» наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке во время семинарских занятий и практикумов. Гиперссылки на иные источники информации, в том числе и Интернет, позволяют ребенку использовать самостоятельно необходимую информацию для изучения, закрепления нового или самоконтроля результатов усвоения.

При даче домашнего задания использую дифференцированный подход, и обучающиеся используют гиперссылки при подготовке индивидуального задания. В классах, где я работаю, было проведено анкетирование «Активное использование Интернет-ресурсов в подготовке домашнего задания». Результаты анкетирования представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Активное использование Интернет-ресурсов в подготовке домашнего задания.


Из данных, отраженных на диаграмме, видно, что дети с большим удовольствием используют Интернет-ресурсы при подготовке домашнего задания.

Анимации и иллюстрации я, например, использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например). Но творческие задания не сводятся к нахождению необходимой информации к уроку или домашнему заданию. Учащиеся охотно самостоятельно снимают фильмы о проделанной работе, монтируют их, эстетически оформляют.

Использование мультипликации, видео роликов и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедиа проектора, когда лекция сопровождается демонстрацией учащимся красочных схем, фрагментов видео, для пояснения используются различные звуки и анимация (но при этом нужно помнить, что излишняя анимация мешает восприятию), быстрые ссылки на ранее изученный материал.

С помощью электронных таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»).

На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, содержащиеся на дисках, а также те, которые я составляю самостоятельно в разнообразных программах в Интернете. Они помогают систематизировать изученный материал. Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило. Проблема только в том, что за урок за компьютером может поработать не более 3-х учащихся: компьютер в кабинете один. Но я думаю, не за горами то время, когда в классах будет по 2-3 компьютера. Ведь совсем недавно у нас и одного компьютера в классе не было.

Ещё одна разновидность электронных средств обучения – электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, программы, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся, ресурсы электронных библиотек и баз данных.

На сегодняшний день апробированы мной:

  • мультимедиа-комплект «1С: Репетитор. Русский язык»;

  • обучающая программа «Фаза»;

  • программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности «Электронный репетитор – тренажёр «Курс русского языка (базовый)»;

  • уроки Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе (серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;

  • репетиторы по русскому языку и литературе Кирилла и Мефодия ;

  • интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Русский язык;

  • орфоэпический тренажёр.

Интерактивные уроки, построенные по модели школьного занятия, созданы на базе мультипликации и максимально приближают виртуальное обучение к реальному. Многоуровневые интерактивные таблицы сложной структуры, содержащие информацию по теме, нескольким темам, а иногда по всему разделу могут использоваться учителем в качестве наглядного и справочно-информационного материала. Ученик может использовать таблицы для поддержки ответа.

Актуальность использования компьютерных программ подобного типа для учителя и ученика состоит в том, что:

  • задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными;

  • есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу русского языка, исходя из индивидуальных затруднений обучающегося;

  • программы дают возможность ознакомиться с примерами,

иллюстрирующими языковое явление;

  • позволяет разнообразить работу по ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут).

В диаграмма 2 показано количество обучающихся, работающих по ИОМ.


Диаграмма 2.



Количество обучающихся, работающих по ИОМ.


Из диаграммы видно, что количество обучающихся, которым интересно работать с ИОМ, увеличилось в сравнении в прошлым учебным годом. Дети не просто выполняют задания, но и самостоятельно пытаются научиться руководить своей деятельностью.

Таким образом, ЭОР дает возможность обучающемуся действительно научиться.

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать домашнее задание полноценным. С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Нельзя рассматривать ЭОР только как новые образовательные возможности. У учеников появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс, с применением ЭОР, изменяет школьника.

Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика. Прежде всего, происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЭОРов.

В ФГОС второго поколения особая роль отводится личностным образовательным результатам выпускника. ЭОР на уроках русского языка и литературы помогают формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, активность, самостоятельность, духовность и нравственные ориентиры.

Таким образом, активное использование ЭОР приводит к изменению в содержания образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать свои приемы и методы, и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности. 

Достоинств у ЭОР масса. Главное разумно использовать их с пользой для каждого ученика. А для этого нужно научиться критично подходить к отбору ЭОР, которые в большом количестве предлагаются учителю и на прилавках магазинов, и в Интернете.

По теме « Развитие интеллектуальных способностей обучающихся через использование ЭОР на уроках литературы и русского языка» я работаю не первый год. Для этого мною были пройдены курсы в 2012 году по теме «Использование ИКТ в обучении русскому языку и литературе», а также курсы по теме «Использование электронных образовательных ресурсов в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (НОО, ООО)».

Я пытаюсь активно распространять свой педагогический опыт. Для этого я упорно работаю по составленному плану самообразования. Ведь учитель должен идти в ногу с новыми требованиями, а для этого ему необходимо систематически обучаться самому, т.е. учитель – это не профессия, учитель – это образ жизни.