СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                        Содержание.

1.Координационные способности как один из видов в двигательных навыков.

2.Понятие и виды координационных способностей.

3.Определение и методика координации  движений и способностей у детей     

   младшего школьного возраста.

4.Уровень координационной способности.

5.Задачи развития координационных способностей у младших школьников.

6.Методы и критерии оценки координационных способностей у школьников.

7.Пути определения координационных способностей у младших школьников.

8.Тесты для определения ловкости и координационных способностей.

9.Выводы.

10.Заключения.

11.Используемая литература.

Просмотр содержимого документа
«Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры.»



ГУ «Школа – лицей №16 города Павлодара»

«Павлодар қаласының 16 лицей – мектебі» ММ


Турчак Н.Л.




Развитие координационных способностей

у детей младшего школьного возраста

на уроках физкультуры.






















балаларында дене тәрбиесi сабақтарындағы басқарушы қабiлеттiлiктерiнiң дамытулары.



Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры.







Содержание.

1.Координационные способности как один из видов в двигательных навыков.

2.Понятие и виды координационных способностей.

3.Определение и методика координации движений и способностей у детей

младшего школьного возраста.

4.Уровень координационной способности.

5.Задачи развития координационных способностей у младших школьников.

6.Методы и критерии оценки координационных способностей у школьников.

7.Пути определения координационных способностей у младших школьников.

8.Тесты для определения ловкости и координационных способностей.

9.Выводы.

10.Заключения.

11.Используемая литература.



























Введение


Воспитание здорового и образованного поколения престижно для любого государства, так как высокий уровень здоровья и образования нации – гарантия ее дальнейшего развития.

Психологи и педагоги отмечают, что современный семи-, десятилетний ребёнок более требователен к объяснениям, чем его одногодки в прошлом, поэтому к ним неприменимы те мерки, которыми оценивалось мышление ребёнка в прошлом. Его подлинные умственные способности гораздо шире и богаче, чем считалось ранее. В частности, было выяснено, что при создании определённых условий младшие школьники могут успешно усваивать абстрактный теоретический материал по математике и родному языку, который не входил в старые программы и только отдельными частями входит в действующие учебные программы. Необходимо так строить обучение, чтобы эти возможности активно использовались для всестороннего интеллектуального развития каждого ребёнка.

Изучение возрастной динамики развития интеллектуальных и координационных способностей учащихся 1 – 4 классов, обучающихся в школах с различным профилем обучения, и выявления возможности целенаправленного использования различных режимов двигательной активности для существующего уровня локомоторной активности учащихся, определение двигательных объемов оказывающих положительное влияние на уровень развития интеллектуальных и координационных способностей детей младшего школьного возраста (7 – 10 лет).

Практическая значимость –можит использована в практике работы учителей физической культуры начальных классов для повышения эффективности процесса обучения и воспитания учащихся и развития у них отдельных сторон психомоторики на основе использования резервных возможностей, как педагогического процесса, так и возможностей по управлению движениями учащихся 1 – 4 классов.















Координационные способности

как один из видов двигательных навыков


Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов, они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.

Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.

В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.

Ведущую роль в трактовке координационных способностей отводят координационным функциям центральной нервной системы

Младший школьный возраст сенситивен к учебной деятельности, является наиболее ответственным в развитии организма в целом и одним из важнейших в становлении личности человека, фундаментом хорошего психического и физического здоровья. Это в свою очередь обуславливает эффективность физического воспитания начальной школы.

В связи с вышеизложенным, нам представилось интересным изучить возможности разработки концепции влияния двигательной активности на показатели интеллектуальных и координационных способностей учащихся 1-4 классов школ с различным профилем обучения. Предполагается, трансформировать доступные знания о закономерностях двигательной деятельности в инновационные подходы совершенствования координационных и интеллектуальных возможностей человека.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.


Исследования В.И.Лях позволили выделить следующие виды координационных способностей: специальные, специфические и общие.

Специальные координационные способности относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам целостных целенаправленных двигательных действий, систематизированным по возрастающей сложности.

К наиболее важным специфическим координационным способностям относятся способности к точности воспроизведения, дифференцирования, отмеривания и оценки пространственных, временных и силовых параметров движений; к равновесию; к ритму; быстрому реагированию; ориентированию в пространстве; быстрой перестройке двигательной деятельности, а также к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости, связи или соединению.

Под общими координационными способностями следует понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Общие координационные способности существуют лишь в понятии, сознании человека, как обобщение и результат развития специальных координационных способностей.

Различают также элементарные и сложные координационные способности. Элементарными являются координационные способности, проявляемые в ходьбе, беге и т.д., а более сложными – в единоборствах, спортивных играх. Относительно элементарными координационными способностями являются способности точно воспроизводить пространственные параметры движений, .



Координационные способности, проявляющиеся в двигательной деятельности, зависят от скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей. В связи с чем, можно выделить: явные (абсолютные) и латентные (относительные или парциальные). Абсолютные показатели характеризуют уровень развития координационных способностей без учета скоростных, силовых и скоростно-силовых возможностей данного человека. Относительные – позволяют судить о проявлении координационных способностей с учетом этих возможностей.

Что же такое координационные способности (КС)? Этим понятием ученые начали широко пользоваться в последние 25 - 30 лет для более конкретной интерпретации одного из двигательных качеств - ловкости. В подавляющем большинстве учебников, учебных пособий, монографий и статей до настоящего времени можно прочесть, что ловкость составляют две основные способности: во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность быстро и более координировано перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обстановки. Последнюю способность иногда рассматривают как способность к моторной адаптации, проявляющейся в относительно стандартных и неожиданных, быстро изменяющихся ситуациях.

Координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

Для развития КС детей школьного возраста используют разнообразные методы. Первыми из них следует назвать методы строго регламентированного упражнения (или сокращенно - методы упражнения), основанные на двигательной деятельности. Эти методы используют в различных вариантах. Их разнообразие зависит от того, какой ведущий признак (принцип) положен в основу группировки.

В частности, по степени избирательности воздействия на КС можно говорить о методах избирательно направленного упражнения с воздействием преимущественно на сходные КС, например на КС, проявляющиеся в циклических локомоциях или относящиеся к метательным движениям с акцентом на меткость, и о методах генерализованного упражнения (с общим

Методы вариативного (переменного) упражнения для формирования КС можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования.

К первым можно отнести (разумеется, условно) 3 группы методических приемов

1-я группа - приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия:

а) изменение направления движения (бег или ведение мяча с изменением направления движения, лыжное упражнение «слалом», прыжки «с кочки на кочку», и т.п.);

б) изменение силовых компонентов (чередование метаний при использовании снарядов разной массы на дальность и в цель; прыжки в длину или в высоту с места в полную силу, вполсилы, в одну треть силы и т.п.);

в) изменение скорости или темпа движений (выполнение общеразвивающих упражнений в обычном, ускоренном и замедленном темпе; прыжки в длину или в высоту с разбега с повышенной скоростью; броски в корзину в непривычном темпе - ускоренном или замедленном и т.п.);

г) изменение ритма движений (разбег в прыжках в длину или в высоту, бросковые шаги в метании малого мяча или копья, в баскетболе или гандболе и др.);

д) изменение исходных положений (выполнение общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений в положении стоя, лежа, сидя, в приседе и др.; бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, из приседа, из упора лежа и т.д.; прыжки в длину или глубину из положения стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

е) варьирование конечных положений (бросок мяча вверх из и.п. стоя, ловля - сидя; бросок мяча вверх из и.п. сидя, ловля - стоя; бросок мяча вверх из и.п. лежа, ловля - сидя или стоя и т.п.);

ж) изменение пространственных границ, в которых выполняют упражнение (игровые упражнения на уменьшенной площадке, метание диска, толкание ядра из уменьшенного круга; выполнение упражнений в равновесии на уменьшенной опоре и т.п.);

з) изменение способа выполнения действия (прыжки в высоту и в длину при использовании разных вариантов техники прыжка; совершенствование техники бросков или передач мяча при целенаправленном изменении способа выполнения приема и т.п.).

2-я группа - приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:

а) усложнение привычного действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом, прыжком с

поворотом и др.; опорные прыжки с дополнительными поворотами перед приземлением, с хлопком руками вверху, с кругом руками вперед и др.; подскоки на обеих ногах с одновременными движениями рук и т.п.);

б) комбинирование двигательных действий (объединение отдельных освоенных общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами в новую комбинацию, выполняемую с ходу; соединение хорошо освоенных акробатических или гимнастических элементов в новую комбинацию; включение вновь разученного приема единоборства или игры в состав уже разученных технических или технико-тактических действий и т.п.);

в) зеркальное выполнение упражнений (смена толчковой и маховой

прыжках в высоту и в длину с разбега; метание снарядов «несведущей»

рукой; выполнение бросковых шагов в баскетболе, гандболе начиная с другой ноги; передачи, броски и ведение мяча «несведущей» рукой и т.п.)

3-я группа - приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования:

а) использование различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий (изменение скорости или темпа выполнения

упражнений по звуковому или зрительному сигналу, мгновенный переход от атакующих действий к защитным по звуковому сигналу и наоборот и т.п.);

б) усложнение движений с помощью заданий типа жонглирования (ловля и передача двух мячей с отскоком и без отскока от стены; жонглирование двумя мячами одинаковой и разной массы двумя и одной рукой и т.п.);

в) выполнение освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного аппарата (упражнения в равновесии сразу после кувырков, вращений и т. п.; броски в кольцо или ведение мяча после акробатических кувырков или вращений и т.п.);

г) совершенствование техники двигательных действий после соответствующей (дозированной) физической нагрузки или на фоне утомления (совершенствование техники передвижения на лыжах, бега на коньках на фоне утомления; выполнение серии штрафных бросков в баскетболе после каждой серии интенсивных игровых заданий и т.п.);

д) выполнение упражнений в условиях, ограничивающих или исключающих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо в условиях плохой видимости или в специальных очках; общеразвивающие упражнения и упражнения в равновесии с закрытыми глазами; прыжки в длину с места на заданное расстояние и метание на точность с закрытыми глазами и т.п.);

е) введение заранее точно обусловленного противодействия партнера в единоборствах и спортивных играх (с отработкой финта только на проход вправо или на бросок - проход к щиту справа или слева от опекуна; заранее оговоренные индивидуальные, групповые или командные атакующие и защитные тактические действия в спортивных играх; заранее принятая и оговоренная тактика в единоборстве и т.п.)

Д.Донской предлагает координацию движений рассматривать как совокупность трех видов координаций: нервной, мышечной и двигательной. Деление, конечно, условно, поскольку координация – это единый процесс центрально – периферической организации движений. Но для удобства анализа этого чрезвычайно сложного явления принятое деление можно считать правомерным.

Нервная координация – интегральный показатель взаимодействия афферентных систем организма и программирования движений, приводящего в конкретных условиях к решению данной двигательной задачи.

Мышечная координация – это согласование мышц, передающих команды управления на звенья тела. Сложность мышечной координации вытекает из биомеханической сложности движений человека. Совместно действующие мышечные группы, руководимые нервными центрами, часто определяют как нервно-мышечную координацию.

Двигательная координация – согласованное сочетание движений отдельных звеньев тела в пространстве и во времени, соответствующее двигательной задаче (цели), текущей ситуации (состояние внешней среды) и функциональному состоянию организма. Именно в двигательной координации в полной мере отражаются особенности нервно – мышечной координации, а также влияние внешних условий движения звеньев тела.


Определение координации движений у детей младшего

школьного возраста.


Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.


В занятиях по физическому воспитанию с учащимися младшего школьного возраста для развития координационных способностей В.И.Лях рекомендует соблюдать такие дидактические принципы, как последовательность, систематичность, индивидуализация, использовать при обучении и развитии физических способностей сопряженный метод [49].

Главной задачей координационного совершенствования в младшем школьном возрасте является обеспечение широкого базиса (фонда двигательных умений и навыков) и на его основе достижение разностороннего развития координационных способностей. Для ее успешного решения необходимо применять обширный круг двигательных действий. С этой целью применяют разнообразные упражнения, в большинстве новые или необычные, большинство из них можно рассматривать как координационные. Самой широкой из них является группа общеподготовленых координационных упражнений. Желательно использовать их как для обучения двигательному действию, так и для развития координационных и физических способностей.

В младшем школьном возрасте должны преобладать аналитические координационные способности, воздействующие на различные специальные и специфические координационные способности. Учитель должен умело включать в учебный процесс аналитические координационные упражнения на развитие специфических координационных способностей и упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции. Среди средств, в первую очередь можно рекомендовать подвижные игры и комбинированные эстафеты, элементы единоборств и спортивные игры. Эти средства развития координационных способностей нужно применять тогда, когда двигательные действия (бег, прыжки, метания, ловля, передача, броски мяча) хорошо освоены. Среди методов можно выделить стандартно – повторный, вариативный (переменный), со строгой регламентацией варьирования Эффективность координационных упражнений зависит от методики их применения и организации занятий. Первое обязательное условие построения занятий – четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя. Вторым условием является обеспечение преемственности при освоении новых двигательных предметов, уже через несколько месяцев регулярных занятий можно значительно улучшить у учащегося реальные кинестетические ощущения, восприятие действий. Третье условие – строгое соблюдение общих дидактических принципов. Затрачивая на каждом занятии примерно 3 – 4 минуты на общие развивающие координационные упражнения без и представления о скорости, ритме, темпе, амплитуде и степени мышечных усилий. Учитель должен постоянно уделять внимание правильному (музыке) выполнению общих развивающих координационных упражнений. В каждый урок необходимо включать новые общие развивающие координационные упражнения и их варианты так как повторение одних и тех же упражнений на координацию не даст нужного эффекта, будет неинтересно ученикам.




Применяя упражнения с предметами для развития координационных способностей, преподаватель включает в урок не менее 4 – 6 таких упражнений. При этом количество выполнений (повторений) достаточно большое не менее 30 - 40 раз

Немецкие ученые В.Дитрих, Р.Винте касаясь методики воспитания координационных способностей, отмечают, что чем интенсивнее у учащегося в первые школьные годы развиваются координационные способности, включая быстроту, тем более высоких результатов можно ожидать в будущем .




Координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие,

которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной. Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименными—движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая рука и нога); разноименными

— выполняются в разных направлениях (например, во время поскоков

поднимаются правая рука и левая нога и наоборот). Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).

Движения ног и рук могут быть: одновременными (например, лежа на

спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая);

последовательными — движения рук или ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая—внизу, она как бы догоняют друг друга). Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны дошкольникам поочередные движения. Самые сложные, доступные лишь детям младшего школьного возраста разноименные и разнонаправленные движения. Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки), затем из трех и

более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя вперед ногу) и, наконец, полезны такие упражнения, в которых происходит смена направлений движения частей тела (например, правая рука в сторону-вверх, в сторону-вниз; то же выполняет левая рука; или; правая — в сторону, левая — в сторону, правая — вверх, левая—вверх и т.п.).

Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение

темпа — необходимые условия для развития координации.

Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия.

В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами учителя.

Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в сочетании со второй дает наилучшие результаты.

На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение

положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения. Таким образом, для развития пространственных ориентировок целесообразно давать следующую последовательность общеразвивающих упражнений.

  • Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с вытягиванием рук вперед, помахиванием перед собой и пр.).

  • Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад — со сгибанием, вращением в суставах — в каком-либо одном направлении).

  • Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.

  • Движения ног вперед, в стороны, назад.

  • Движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, на лево).

  • Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему).

  • Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же — в другую сторону; затем выполнить в ускоренном темпе)

Временными ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем

пространственными. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияет на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме. С целью развития временных ориентировок упражнения целесообразно давать в следующем порядке:

Упражнения, которые проводятся в сопровождении слова учителя. При

этом указания, команды и паузы выдерживаются в определенном ритме,

акцентирование («присели вниз», «выпрямились»; «в сторону»; «прямо».



При изучении координации в движениях (А.С.Левина, 1962) подтвержден ее

перекрестный характер, лежащий в основе шагательного рефлекса. Перекрестная координация в движениях ног является более элементарной, автоматической, чем симметричная. Доказательством этого служат результаты опытов о детали младшего школьного возраста, которым предлагалось делать прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами. Начав такие прыжки согласно заданию, дети затем переходили на поочередные движения, типичные для бега. Другой характер имеет координация в движениях рук. Если правая рука двигалась по часовой стрелке, то левая - против часовой. Это означает, что в работе одновременно участвуют симметричные мышцы обеих рук. Попытки выполнения в горизонтальной плоскости перекрестных движений удавались с большим трудом. Движения были недостаточно синхронными, а при увеличений скорости они переходили в симметричные. По-видимому, различия между координациями верхних и нижних конечностей сформировались в процессе антропогенеза; верхние конечности человека утратили свою локомоторную функцию и вместе с ней перекрестную координацию, необходимую только при быстрой ходьбе и беге для сохранения равновесия тела.

К семилетнему возрасту у детей отмечается хорошо выраженнические индукционные отношения. Последовательное торможение быстро концентрируется, т.е. оказывает сильное, но быстро проходящее влияние на процессы возбуждения. Все виды внутреннего торможения в этом возрасте вырабатываются легко и оказываются более стойкими. В младшем школьном возрасте дети в состоянии подчинить свои действия заранее данной инструкции, предвидеть акцептор действия. К этому возрасту отмечается способность детей к произвольному осознанному регулированию мышечной деятельности в таких движениях, как общеразвивающие упражнения, прыжки.

Развитие регуляторных функций двигательной системы ребенка во многом объясняют исследования возрастных особенностей реципрокной иннервации мышц; интенсивное развитие реципрокной регуляции мышц происходит в период от пяти до семи лет и в подростковом возрасте.

Для детей более предпочтительными сочетаниями являются симметричные движения рук и однонаправленные движения рук и ног. Эти координационные соотношения выполняются детьми без специального обучения и более точно и координировано, чем перекрестные рекрестная координация является качеством, формируемым у детей в младшем школьном возрасте, и полученный навыкотличается прочностью. Обучение детей произвольному выполнению координированных действий повышает возможность регулировать и соразмерять

собственные действия, совершенствует произвольное напряжение и расслабление мышц, учит ребенка регyлировать и соразмерять свои движения, выполнять их с наибольшей экономией сил, является средством познания возможностей своего двигательного аппарата.

Обсуждая явления переноса навыков и двигательных качеств, приходим к заключению, что особую ценность должны приобретать такие

педагогические действия, которые ставят задачу не только привития

конкретных умений, но и развития определенных обязанностей, имеющих генерализованное значение. К таким способностям относим выносливость, быстроту, чувство времени, пространственные ощущения координированность. Координация в одних движениях может быть повышена развитием координированности в других, сходных по степени координационной сложности. Определив контрольными упражнениями уровень координационных способностей специальными упражнениями развивали эти способности. После соответствующего периода дети выполняли задание на координацию на резко возросшем уровне.

Упражнения


  1. Вытянутой правой рукой делайте вращательные движения, левой — горизонтальные. Упражнения выполняйте на два счета.

  2. Вытянутой правой рукой делайте круговые движения, левой

— вертикальные взмахи вверх-вниз на два счета.

  1. Вытянутой правой рукой делайте вращательные дви­жения, левой вычерчивайте равнобедренный треугольник. Вы­полняйте на три счета.

  2. Руки на уровне груди согнуты в локтях ладонями вниз.

  3. Одну руку поворачивайте по часовой стрелке, чуть разгибаясь в локтевом суставе, другую — против часовой стрелки.

  4. Правая рука на голове, согнутая левая ладонью по­вернута к животу


правой рукой делайте движения вверх-вниз, левой

— круговые во фронтальной плоскости около жи­вота.








Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:


- быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;

- точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;

- дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;

- приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;

- прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;

- ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.

Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

Только сформированные координационные способности - необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Поэтому совершенствование координационных способностей помимо физических качеств в школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания. Тем более, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении.

Координация движений тренируема, и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие. Выяснено, что высокая степень развития координации движений оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными формами и что координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.


Задачи развития координационных способностей у младших

школьников.

Как отмечает В.И.Лях, в младшем школьном возрасте задачами развития КС будут: - обеспечение широкого координационного базиса – фонда новых двигательных умений и навыков, рекомендованных школьной программой, и на этой основе развитие различных КС, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических и акробатических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных играх и спортивно – игровых двигательных действиях;

- воспитание специфических КС, прежде всего способностей к точному воспроизведению и дифференциации параметров движений, к равновесию и ритму;

- выработка общих восприятий движений в виде чувства пространства, времени, дозирования мышечных усилий; сенсомоторных реакций, формирование речемысленных и интеллектуальных процессов, двигательной памяти и представления движений.

Задачи развития КС младших школьников следует решать в тесной связи задачами общей и специальной физической, технической и тактической подготовкой школьника. В младшем школьном возрасте процесс развития КС должен идти одновременно с воспитанием прежде всего скоростных, скоростно-силовых способностей, а также гибкости и выносливости. Задачи развития КС в сочетании с освоением техники и элементов тактики отдельных видов спорта . Главной задачей координационного совершенствования в младшем школьном возрасте является обеспечение широкого базиса (фонда двигательных умений и навыков) и на его основе достижение разностороннего развития КС. Для ее успешного решения необходимо применять обширный круг двигательных действий. С этой целью применяют разнообразные упражнения, в большинстве новые или необычные, большинство из них можно рассматривать как координационные. Самой широкой из них является группа общеподготовительных координационных упражнений. Желательно использовать их как для обучения двигательному действию, так и для развития координационных и физических способностей. По своему действию применяемые упражнения в младшем школьном возрасте в значительной мере носят генерализованный характер. Умелое сочетание в уроке координационных и физических способностей, особенно скоростных и скоростно-силовых, технического обучения двигательным движениям и КС – отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса и предпосылка гармонического психомоторного развития ребенка.



Методы и критерии оценки координационных способностей

школьников.

Основными методами оценки КС являются метод наблюдения,метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.

Метод наблюдения – один из наиболее древних. Его применяют давно, и он многое может сказать, прежде всего опытному и подготовленному педагогу, о степени развития КС у его воспитанников. Систематически проводя урочные и внеурочные занятия, учитель ФК имеет возможность неоднократно наблюдать, насколько успешно (легко и быстро) овладевают ученики различными двигательными действиями (гимнастическими, спортивно-игровыми и др.); как точно и быстро координируют они свои движения, участвуя в эстафетах и подвижных играх; насколько своевременно находчиво перестраивают двигательные действия в ситуациях внезапного изменения обстановки, т.е. в условиях, предъявляющих высокие требования к КС.Зная критерии оценки КС, можно повысить эффективность наблюдения. К ним относятся правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики.

К основным качественным критериям оценки КС относятся адекватность, своевременность и инициативность. Количественными критериями являются точность, скорость, экономность и стабильность.Данные критерии оценки КС – обобщающие понятия, которые конкретизируются при определении соответствующих специальных специфических КС.



Для контроля за координационными способностями в условиях

школы чаще всего применяют следующие тесты:

1) варианты челночного бега Зх10 м или 4х10 м из и.п. лицом и спиной вперед; учитывают время, а также разницу во времени выполнения этих вариантов; в первом случае оценивают абсолютный показатель КС применительно к бегу, во втором - относительный;

2) прыжки в длину с места из и.п. спиной и боком (правым, левым) к месту приземления; определяют также частное от деления длины прыжка из и.п. спиной вперед к длине прыжка из и.п. лицом вперед; чем ближе это число к единице, тем выше КС применительно к прыжковым упражнениям;

3) подскоки из и.п. стоя на возвышении (например, на скамейке высотой 50 см и шириной 20 см) и на полу; вычисляют разность высот подскоков из этих и.п.;

4) метание предметов (например, теннисных мячей из и.п. сед ноги врозь из-за головы) ведущей и несведущей рукой на дальность; определяют КС применительно к движению предмета по баллистическим траекториям с акцентом на силу и дальность метания;

5) метание всевозможных предметов на точность попадания в цель; например, теннисного мяча в концентрические круги и другие мишени с расстояния 25-50 % от максимальной дальности метания отдельно для каждой руки; определяют КС применительно к метательным двигательным действиям с установкой на меткость, а также способность к дифференцированию пространственно-силовых параметров движений;

6) бег (например, на 10 м) с изменением направления движения и обеганием трех стоек только с. правой и только с левой стороны; то же, но контрольное испытание выполняется с ведением мяча только правой и только левой рукой (ногой) или ведение мяча (шайбы) клюшкой, а также учитывается разность во времени выполнения этих заданий. С помощью этих тестов оценивают КС применительно к спортивно-игровой двигательной деятельности и способность к приспособлению


;



7) специально разработанные подвижные игры-тесты: «Пятнашки», «Охотники и утки», «Борьба за мяч» - для комплексной оценки общих координационных способностей Подводя итог вышеизложенному можно утверждать, что координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.



Пути определения координационных способностей

у детей младшего школьного возраста.


При выборе двигательных заданий по определению координационных возможностей детей младшего школьного возраста руководствуются рядом общих положений. Наиболее благоприятным периодом в развитии координационных механизмов является возраст до 12 лет. Разнообразная двигательная деятельность способствует развитию координационных возможностей ребенка и эффективным образом сказывается на усвоении новых двигательных действий. В то же время способность детей к овладению новыми неизвестными им ранее двигательными действиями тесно связана с особенностями возрастного развития, степенью биологической зрелости организма. Исследования в области физического воспитания младших школьников свидетельствуют об их способности к усвоению сложных в координационных отношений видов движений.

До настоящего времени координация движений у детей младшего школьного возраста в основном определялась при выполнении основных видов движений и, таким образом, находилась в тесной взаимозависимости от степени усвоения техники движений. Двигательные задания на определение возрастных возможностей детей в выполнении координированных действий должны отвечать следующим требованиям:

  • не зависеть от длины тела, его весовых показателей и наличия

специальных двигательных навыков;

  • не требовать специального обучения.

Эти требования соблюдались при подборе двигательных заданий. Исходя из того, что координация является произвольным актом, показателем возможности управления, сознательного контроля за движениями, при подборе двигательных заданий создаются условия для концентрации внимания на основной двигательной задаче - на координации движений. Техника выполнения упражнений не представляют для детей особой сложности, так как отдельные элементы, составляющие задание, неоднократно выполнялись детьми в мономоторных актах, общеразвиващих упражнениях.

Для создания оптимальных условий при выполнении упражнений

отводится отдельное место (на участке, спортивной площадке, в помещении и т.п.), чтобы дети могли сосредоточиться. Дети получают показ (три раза) в замедленном темпе и словесное пояснение. По просьбе ребёнка показ

упражнения повторяется. Проверка проходит с каждым ребёнком отдельно. Дети выполняют упражнения в выбранном ими темпе. При оценке не учитывается темп выполнения упражнения, амплитуда движения. При правильном выполнении упражнения детям предлагается его повторить в ускоренном темпе. Всего дается 3-4 повторения, оценивается лучший результат.

При разработке и выборе контрольных заданий на определение

координационных возможностей детей младшего школьного возраста в движениях руками учитывается следующие, имеющиеся в литературе данные:

  • координация в работе рук ярко не сходна с координацией работы ног;

  • элементарной двигательной координацией для верхних конечностей человека является не перекрестная, свойственная нижним конечностям, а симметричная;

  • возрастные различия проявляются при выполнении двигательных заданий, носящих перекрестный характер в работе рук; наиболее сложным для младших школьников является выполнение ими упражнения с несимметричными движениями рук;

  • качество выполнения координации движений рук в значительной степени зависит от направления движения;

  • ускоренный темп выполнения двигательных заданий с несимметричной координацией приводит зачастую к ее ухудшению и переходу на симметричные движения, т.е. вся возрастающая скорость правильного выполнения задания свидетельствует о прочности качества координации; с увеличением возраста дети лучше сохраняют перекрестную координацию в ускоренном темпе;

  • корреляция между уровнем координационных зависимостей, уровнем физического развития и силой рук отсутствует.

При проверке координации движений рук использовались следующие

упражнения:

Упражнение 1. Сагиттальная плоскость. Начать маховые движения правой рукой и подключить в противоположном направлении движения левой рукой (наподобие движения при ходьбе).


Упражнение 2. вертикальная плоскость. Начать движение вверх, вниз

правой рукой, сгибая ее локтевом суставе, присоединяя по команде левую руку. Движения поочередные: левая рука вверх, правая вниз и наоборот.


Упражнение 3. Горизонтальная плоскость. Начать движения правой рукой вперед, назад, сгибая в локтевом суставе, присоединить движения левой рукой - вперед, назад. Направления движения протавоиоложные.


При подборе двигательных заданий по определению возможности совместных координированных действий рук и ног исходят из следующих положений: перекрестная координация в работе рук и ног увеличивается устойчивость при выполнении основных видов локомоций к общеразвивающих упражнений; более естественной легкой в выполнении является односторонняя координация; большую сложность для детей младшего школьного возраста представляет концентрация внимания на одновременном действии четырех конечностей, поэтому двигательные задания должны быть простыми по технике выполнения; на проявление координации движения рук и ног большое влияние оказывают:

а) направленность совершаемых действий;

б) темпы их выполнения;

в) методика демонстрации показа словесного пояснения.


Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются

следующие задания:

Упражнение 1. Сагиттальная плоскость. Отвести в сторону правую руку и

в противоположную сторону левую ногу и наоборот.


Упражнение 2. Вертикальная плоскость. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).


Упражнение 3. Горизонтальная плоскость. Отвести вперед правую руку и

назад левую ногу и наоборот.

Так как освоение сложнокоординированных двигательных действий

связано с напряжением внимания, следует первоначально создать у детей

представление об этом движении. Как известно, представление о каком-либо движении влечет за собой незначительное сокращение тех скелетных мышц, которые осуществляют это движение. Поэтому детям, прежде всего, дается показ в обычном темпе, затем дается подробное словесное объяснение с замедленной демонстрацией образца. После этого предлагается вместе с педагогом выполнить данное движение.


Тесты для определения ловкости и координационных способностей:


1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно

перестраивать свои действия в соответствии с требованиями

внезапно меняющейся обстановки).

2. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные

возможности детей).

Ребенок встает в стойку — носок сзади стоящей ноги вплотную

примыкает к пятке впереди стоящей ноги — и пытается при этом

сохранить равновесие.

Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания

равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируется

лучший результат.

3. Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию).

Ребенок принимает исходное положение (ноги на ширине плеч) и двумя

руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно большее

количество раз.




4. Отбивание мяча от пола (тестируются ловкость, скорость реакции,

устойчивость позы).



Ребенок стоит в исходном положении (ноги на ширине плеч) и одной

рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз (руки можно

чередовать).

При выполнении задания не разрешается сходить с места. Даются две

попытки.

5. Прыжки через скакалку (тестируются ловкость, гибкость, выносливость).

6. Гибкость (тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-

двигательного аппарата, эластичность мышц и связок).

Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки

соответствует нулевой отметки).

Задание:

наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать ). По линейке, установленной перпендикулярно скамье, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент.

Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижения с резко изменяющимися направлениями движения с остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы по заданию; игры на переключение внимания, концентрацию ощущений, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, садах); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа “Ласточка” на широкой ограниченной опоре с фиксацией равновесия положений; жонглирование мелкими предметами в процессе передвижения; упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и “по сигналу”; жонглирование мелкими предметами в движении (правым и левым боком, вперед и назад).

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы


корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановки головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления и коррекции мышечного корсета.

Развитие силовых способностей: динамические упражнений с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанья с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке: в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание, лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево); прыжки вверх вперед толчком одной и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах; комплексы упражнений с дополнительным отягощением и индивидуальные комплексы избирательной направленности на отдельные мышечные группы.


На материале легкой атлетики:


Развитие координации: бег с изменяющимся направлением во время передвижения; бег по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной, двух ногах, поочередно на правой и левой.







Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с низкого и высокого старта, из разных исходных положений; “челночный бег”; бег с “горки” в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча темпе, из разных исходных положений, с поворотами; “рывки” с места и в движении по команде (по заданному сигналу).




Выводы.


1. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности.

2. Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игры и физические упражнения.

3. Координация движений тренируема, и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса.

4. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.

5. Между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует взаимосвязи, и поэтому надо заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.

6. Применение упражнений художественной гимнастики, специальных подвижных игр с музыкальным сопровождением способствовали исправлению нарушений осанки и плоскостопия у детей. Кроме того, у детей

появился навык самоконтроля и выработалось умение держать правильную позу во время сидения и ходьбы.

7. Занятия с использованием средств художественной гимнастики способствовали формированию устойчивого интереса у детей к урокам физической культуры и спорту.






















Заключение

Изучив научно-методическую литературу и опробовав комплекс упражнений для развития координационных способностей детей 6-10 лет, выяснилось, что наша рабочая гипотеза, а именно - применение различных средств как физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей 6-10лет – подтвердилась.

Младший школьный возраст ребенка - это возраст глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.

1. Изучив научно-методическую литературу, я выяснила, что координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Выделяют специальные, специфические и общие КС.

Под общими КС понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Специальные КС - это возможности школьника, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Специфические КС - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию - на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.

Основными методами оценки КС служат метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов. Основным методом диагностики КС учащихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.

2. Проанализировав методы развития координационных способностей, я пришла к выводу, что для развития КС детей школьного возраста используют разнообразные методы. А методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения являются главными методами развития КС, а также игровой и соревновательный методы.

3. Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игры и физические упражнения.

Координация движений тренируема, и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие. Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными навыками. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.

4. Мы разработали экспериментальный комплекс упражнений для развития координационных способностей детей младшего школьного возраста. Этот комплекс упражнений предназначен для проведения на уроках физической культуры с гимнастической направленностью. В него вошли общеразвивающие упражнения, акробатические упражнения, упражнения на совершенствование координационных способностей и игры на развитие внимания, ловкости, равновесия, точности движений с использованием гимнастических предметов.

5. В результате исследования стало ясно, что использование средств и методов художественной гимнастики на уроках вызвало существенный интерес у учеников. Повысилась посещаемость занятий благодаря именно этим нововведениям в некоторых классах. Дети стали с удовольствием выполнять некоторые акробатические упражнения и комплексы вольных, общеразвивающих упражнений, которые ранее они выполняли с неохотой.

Исследования также показали, что применение упражнений специальных, подвижные игры с музыкальным сопровождением способствовали исправлению нарушений осанки и плоскостопия у детей. Кроме того, у детей появился навык самоконтроля и выработалось умение держать правильную позу во время сидения и ходьбы.












Список литературы


  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: ФиС, 2000.

  2. Вавилова Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет.

  3. Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой - М.: Астрель, 2002. – 80 с.

  4. Волкова Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников. - М.: АСТ, 2003. – 220 с.

  5. 3имницкая Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры. - Минск, 2003. - 114 с.

  6. Карпеев А.Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей // Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 1992.- С. 24-32.

  7. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2000. – 280 с.

  8. Лях В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» // Теория и практика физической культуры. -1993. - №8. - С. 44-46.

  9. Лях В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» // Теория и практика физической культуры. -1994. - №1.- С. 48-50.

  10. Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте // Физкультура в школе. -1997. - № 5. - С. 25-28.

  11. Лях В.И. О классификации координационных способностей // Теория и практика физической культуры. -1997. - №7.- С. 28-30.

  12. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 2001. – 152 с.

  13. Лях В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте // Теория и практика физической культуры. -1990. - №3. -С. 15-18.

  14. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей //Теория и практика физической культуры. -1991. - №11. - С. 17-20.

  15. Майорова Л.Т., Лопина Н.Г. Закономерности развития координационных способностей у детей 6-10 лет. - Красноярск, 2006. – 134 с.

  16. Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста. -М.: Физкультура и спорт. 2004. – 144 с.

  17. Сулейманов И.И. Основы воспитания координационных способностей: Лекция. - Омск: ОГИФК, 2001. – 46 с.

Лях В.И. Методы и критерии оценки КС школьников. // ФК в шк., 1988, № 6, С. 11-13.

18.Лях В.И. Определение КС с помощью тестов. // ФК в шк., 1988, № 12, С. 54-57.

19.Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., ФиС, 1991.

20.Андреева Н.Г., Васильева О.Н., Леонова Л.А., Фимина Н.С. Особенности организации простого точностного движения у детей 7 лет. // Новые иссл. по возр. физиол., М., Пед., 1978, № 2, С. 109-113.

21.Васильева О.Н. Леонова Л.А. Особенности выработки точностного движения у детей 7 лет. //

22.Васильева О.Н. Формирование механизма управления простым

точностным движениям у детей 7-10 лет. // Новые иссл. по возр.

физиол., М., Пед., 1982, № 2, С. 80-83.

23.Козлов В.И., Фарбер Д.А. Физиология развития ребенка. М., Пед., 1983.

24.Васютина А.И., Тамбиева А.П. Возрастно-половые особенности в воспроизведении максимального ритма движений. Возр. морф. и

физиол., М., 1967, С. 92-111.

25.Могендович М.Р., Темкин И.Б. Физиологические основы лечебной ФК. Удмуртия, Ижевск, 1975.