Просмотр содержимого документа
«Развитие ориентировки в пространстве у умственно отсталых школьников с использованием здоровьесберегающих технологи й»
РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Учитель-дефектолог
Гиьмитдинова И.В.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит с детьми, имеющими умственную отсталость легкой и тяжелой степени.
Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Охрана здоровья школьников требует от педагогов поиска нетрадиционных путей решения этой актуальнейшей проблемы.
Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий.
Поскольку глаза ребенка в школе находятся в постоянном напряжении, на каждом занятии провожу гимнастику для глаз . Она состоит из ряда упражнений, которые дети выполняют по команде педагога:
- посмотрите вверх (голова не поднимается, только глаза), вниз, влево, вправо (7 – 8 раз);
- закрыть глаза, затем зажмуриться (на 5 – 7 секунд), открыть глаза, повторить 5 – 6 раз;
- поочередно открывать и закрывать сначала левый, потом правый глаз.
На занятиях провожу пальчиковую гимнастику , имитируя игру на клавишах, танец пальчиков, движения на координацию (когда руки лежат на столе ладонями вниз и по команде учителя дети одновременно или по очереди поднимают и опускают сначала большой палец на обеих руках, потом указательный и т.д.)
Физкультминутки провожу в основном стоя, что способствует дополнительной разгрузке организма. Упражнения комплексные: движения головой, туловищем, руками, ногами в разных сочетаниях. Темп может быть разный, это зависит от вида упражнений. Движения головой нельзя выполнять в быстром темпе (вправо – влево, вперед – назад, круговые вращения), поэтому музыка не быстрая, спокойная. С большим удовольствием дети выполняют физминутки в стихотворной форме, а также, когда их проводят сами дети.