Развитие речи
Подготовка к сочинению
А.И. Куприн «Гранатовый браслет».
Цели урока:
1 ) проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей;
2) развивать устную и письменную речь учащихся;
3) воспитывать любовь к художественному слову.
Этапы подготовки к сочинению.
- обдумывание темы сочинения;
- определение основной идеи сочинения;
- определение жанра сочинения;
- подбор материала (цитат, высказываний и др.);
- составление плана сочинения;
- обдумывание вступлений к основной части;
- составление подробного плана основной части;
- анализ заключения.
Какие темы для сочинений вы выбрали?
Ученица:
Я выбрала тему «Хочу поделиться мыслями о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Главное слово в ней, на которое я должна опереться в своей работе над сочинением,-мысли: мои мысли о героях и их чувствах. Своё сочинение я буду писать в жанре письма, адресатом которого является автор произведения -А. И. Куприн, так как считаю, что, обращаясь к конкретному человеку, легче высказывать свои мысли.
Ученик:
Я выбрал вторую тему «… что это было: любовь или сумасшествие?» . Она более конкретная, чем первая тема. Это сочинение
рассуждение, поэтому в нём должен быть тезис, т. е. мысль, которую надо доказать, следовательно, необходимы доказательства и вывод. Главное слово в ней или «любовь», или «сумасшествие» в зависимости оттого, что буду доказывать.
Формулируем идею сочинения.
Ученики:
- Чувства бедного телеграфиста Георгия Желткова к Вере Шеиной—это любовь, а не сумасшествие.
- Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было за что-то меня вознаградить. Редчайший дар высокой любви стал единственным содержанием жизни Желткова.
- Я считаю, что Желтков не безумец, не маниак, что его чувства к Вере— это не сумасшествие, это любовь, и попытаюсь доказать своё мнение.
Варианты эпиграфов
1 . Нам говорит согласье струн в квартете, Что одинокий путь подобен смерти.
3. Мне понравились слова Омара Хайяма:
Шекспир
Словно солнце горит, не сгорая, любовь, Словно птица небесного рая—любовь. Но еще не любовь—соловьиные стоны, Не стонать от любви умирая,-- любовь!
Почему я выбрал именно этот эпиграф? Считаю, что данные слова перекликаются с описанной в рассказе трагичной судьбой Желткова.
Именно эти строки, по-моему, как нельзя лучше передают смысл рассказа Куприна «Гранатовый браслет». Они очень точно определяют образ телеграфиста Желткова и его чувства к княгине Вере, вот поэтому я беру их как эпиграф к своему сочинению.
2 . Эпиграф—строки из стихотворения Тютчева: Любовь, любовь,-- гласит преданье, Союз души с душой родной. Их единенье сочетанье И роковое их слиянье, И поединок роковой. И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, страстно млея, Оно изноет, наконец.
Составлению плана .
План—это каркас сочинения. Без него невозможно выразить свои мысли последовательно и логично.
Вступление . « Темп любви в творчестве писателей и поэтов».
Основная часть : « Что это было: любовь или сумасшествие?». Главная мысль заключается в следующих словах: « Я считаю, что Желтков не безумец, не маниак, что его чувства к Вере—это не сумасшествие, а любовь». В качестве доказательства привожу письма Желткова к Вере. Основная часть состоит из пунктов: а) глубина чувств Желткова; б) последнее письмо Желткова; в) отношение мужа Веры к чувствам и письмами Желткова. Заключение . Значение рассказа « Гранатовый браслет».
Вступление - первый пункт пана сочинения. С него начинается текст. Начало его должно быть эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению. Давайте охарактеризуем виды вступлений
- Историческое вступление (характеризуется эпоха, в которой создавалось произведение или описывается история его создания).
- Аналитическое вступление (анализируется, объясняется значение слова из названия сочинения или из произведения).
- Биографическое (важные сведения из биографии писателя).
- Сравнительное вступление (сопоставляется подход разных писателей к раскрытию одной и той же темы).
- Лирическое вступление (на жизненном или на литературном материале).
Пример лирического вступления
Листая отрывной календарь, я обратил внимание на небольшую притчу Феликса Кривена. В ней он рассказывает о том, как однажды « Былинка полюбила Солнце… Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую былинку! Да и хороша была бы пара - Былинка и Солнце! Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию. Красивая Акация! Чудесная Акация! Кто узнает в ней прежнюю Былинку! Вот что делает иногда любовь, даже неразделённая. Какая красивая сказка … - подумал я. - А ведь она мне напоминает какое-то произведение. И вдруг в моей памяти всплыли имена: телеграфист Желтков и княгиня Вера… Былинка – Желтков и Солнце—Вера.
Пример сравнительного вступления
Любовь—излюбленный темп писателей. В любом произведении можно найти страницы, посвящённые этому чувству. Тонко описывает любовь Шекспир в трагедии « Ромео и Джульетта», Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». У Тютчева есть прекрасные строки о любви: Любовь, любовь,-гласит преданье,- Союз души с душой родной. Их единенье, сочетанье И роковое их слиянье, И поединок роковой. И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, страстно млея, Оно изноет, наконец. Любви посвящает свой рассказ «Гранатовый браслет» Куприн.
Заключение
В заключении можно написать о значении творчества Куприна, привести высказывания о писателе и произведении, высказать своё мнение по поводу прочитанного рассказа.
Ученик:
Пройдут годы, но идеал любви как проявление высшей духовной силы человека будет по-прежнему жить в сознании Куприна и воплощаться в новых его произведениях.
Ученик:
Этот рассказ рассчитан на утончённого читателя, который может глубоко понять душу героев Куприна.
Доработка сочинения .
После обсуждения этапов работ над сочинением следует дать учащимся время, чтобы они доработали план сочинения, более тщательно подобрали материал к сочинению.
Чтение и обсуждение сочинения-образца.
Прочитать сочинение-образец, обсудить услышанное сочинение: определить жанр, выделить вступление, основную часть, заключение; сформулировать основную мысль сочинения, понять, как полно и логично она обоснована в сочинении; проанализировать, насколько удачен подбор материала (цитат, высказываний и проч.).
Домашнее задание:
Написать сочинение на одну из предложенных тем.
Домашняя работа:
Написать сочинение по одной из предложенных тем:
« Хочу поделиться мыслями о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
«… что это было: любовь или сумасшествие?».