СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие связной речи у дошкольников через мнемотехнику

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи у дошкольников через мнемотехнику»

Развитие связной речи у дошкольников через мнемотехнику.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

      На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

  • Употребление нелитературных слов и выражений.

  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

  • Плохая дикция.

        Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

        Учитывая то, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие к их жизненному опыту. Великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др. говорили о необходимости наглядности. К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Поэтому я считаю, что эффективным средством, обеспечивающим наглядность, по поводу которого происходит речевой акт и возможность моделирования плана высказывания, является мнемотехника.   

      Речевые навыки детей становятся всё хуже. У детей вызывает затруднение пересказывать прочитанные им сказки, рассказы. Они плохо запоминают стихи и владеют монологической речью. В наше время дети перенасыщены информацией. Уже с детского сада свободно пользуются компьютером. Много времени проводят у экрана телевизора. Огромный поток информации  и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети. Поэтому необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Большое место занимает использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

Мнемотехника - это система методов и приёмов , обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей : "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".
На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь ( как наиболее масштабную задачу). Речь выполняет важнейшие социальные функции в современной жизни , она помогает устанавливать связи с окружающими людьми , определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. 
Суть мнемотехники заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок , таким образом мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводят так называемые мнемотаблицы (схемы), в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями.

примером может служить всем знакомая фраза "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан", которая помогает запомнить цвета радуги.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слов или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению ( желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводиться словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки.

   Стихотворение  И.Токмаковой  «Как на горке - снег, снег...»  дети второй младшей группы запомнили,  буквально, с первого раза.

                     Как на горке - снег, снег,

                     И под горкой - снег, снег,

                     И на ёлке - снег, снег,

                     И под ёлкой - снег, снег,

                     А под снегом спит медведь.

                     Тише, тише… Не шуметь.

   Я зашифровала слово «горка» в виде вершины, на которой стоит человечек. Все мы ещё с детства помним, что снег – это снежинки, их и нарисую. « Под горкой» - в виде вершины, но человечек уже стоит внизу. Слово «ёлка» будет ёлкой. Затем нарисую  спящего медведя в берлоге под толщей снега. А последнюю строчку можно показать, проговаривая её почти шёпотом и приложив указательный палец к губам. Таблицу можно показывать несколько дней, потом постепенно перехожу от таблицы к рассказыванию по памяти.

Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объему, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом веселым, эмоциональным и при этом содержание текста - осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: "Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики".

Итак, обучение детей для меня - это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.

Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Список литературы:

1.Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-ое испр. - СПб.: "ДЕТСВО-ПРЕСС", 2005. - 96 с.

2. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно -методическое пособие. - СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО - Пресс",2010. - 64 с.

3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В.Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. - М.: ТЦ "Сфера", 1998. - 224 с.





ГККП «я\с№54» воспитатель Кузьмина Елена Эдуардовна