СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческой самостоятельности на уроках биологии через проектно-исследовательскую деятельность учащихся.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческой самостоятельности на уроках биологии. Из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой самостоятельности на уроках биологии через проектно-исследовательскую деятельность учащихся.»

Развитие творческой самостоятельности на уроках биологии через проектно-исследовательскую деятельность учащихся.

Я, Борисова Светлана Петровна, учитель биологии в сельской школе. Работаю уже двадцать лет, но к проведению каждого урока тщательно готовлюсь. Почему? Биологическое образование официально признано как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Именно поэтому мои уроки должны быть построены таким образом, чтобы теоретические знания давали практический результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Данный результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого итога урока, мне необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Мой опыт позволяет разрешить возникшее противоречие между полученными теоретическими знаниями и практическими навыками. В своей работе я использую технологию проектно - исследовательской деятельности. Работа по теме дает технологическую грамотность не только для моих учащихся, но и для меня как учителя, учит делать выбор и принимать решения, формирует навыки совместной деятельности и работы в команде. Самое главное - все задания и проекты, которые выполняют учащиеся в рамках технологии, ориентированы на нужды и проблемы местного сообщества – школы, села, района и направлены на активное вовлечение детей в жизнь своего сообщества, поиск путей его развития и совершенствования.

За свой педагогический стаж накоплено много различных наработок по данной теме. Хочу представить наиболее яркие и значимые достижения.

В течение двух лет вела исследовательскую работу «Взгляд в будущее с. Солдато-Александровского». Экологическое направление деятельности кружка определило основные задачи и цель. Наше село - давно обжитый человеком регион Ставропольского края, и за две сотни лет территория села испытывала не только положительное воздействие человеческой деятельности, но и накопила ее неблагоприятные последствия. Изучение проблемы «Село Солдато-Александровское: вчера и сегодня… А завтра? Взгляд в будущее» поможет разобраться во многих экологических проблемах района, села. Приобретенные в ходе исследования, наблюдения позволят правильно оценить действия людей в природных условиях, выработать отношение сельчан к негативным воздействиям на природу.

В ходе работы многие запланированные исследования не удалось провести из-за отсутствия реактивов, приборов и средств. Многие сведения добывались и анализировались по малым крупицами, многие направления проекта не достаточно раскрыты. Но та часть, которую удалось провести, показывает картину настоящего и печального будущего для жителей нашего села. Но есть надежда на нас самих, и надо не только быть оптимистами, надо действовать. В следующем учебном году я планирую организовать творческую группу, с которой провести анализ наших прогнозов спустя пять лет. В настоящее время многие проблемы остались актуальны, но имеются и положительные тенденции: возрастает уровень производства, обновляется облик села, увеличились численность населения и естественный прирост.

На своих уроках, я, в течение этих лет использовала результаты исследований при рассмотрении вопросов регионального компонента, учащиеся брали отдельные блоки и рассматривали проблему более детально.

Данный проект участвовал в районном экологическом конкурсе и занял призовое первое место. Разработка исследования была представлена на сайте издательский дом « Первое сентября» Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» и удостоена дипломом.

Другая творческая группа проводила исследовательскую работу по экологическому направлению «Охрана и восстановление водных ресурсов». Главной целью наших исследований является экологическая картина взаимодействия человека сводными объектами на территории села, современные экологические критерии и «взгляд глазами живого» на состояние вод реки Кумы. Продумать мероприятия направленные на охрану и восстановление водного объекта.

Наши результаты. При изучении поверхностных вод нашего села, мы использовали физико-химические методы мониторинга вод (определяли температуру воды, прозрачность, уровень pH и запах). Исследовали дополнительную литературу, чтобы определить географическое положение р. Кумы. В своей проектной работе использовали данные госсанипедемстанции г. Зеленокумска. Данной организацией проводятся анализы воды на створах в районе моста нашего села. По результатам анализа от 20.09.2009г. главный врач делает заключение: вода не соответствует саннормам по всем показателям. Например, в 100мл воды по норме должно содержаться 500 единиц кишечных бактерий, а на самом деле их содержится 7000, кроме того, вода в реке мутная и содержит много продуктов жизнедеятельности человека. Используя, данные госсанэпидемстанции анализа воды на створах в районе моста построен график, отражающий уровень загрязняющих веществ в реке. Определены основные источники загрязнений воды в р. Кума:

1. Природный загрязнитель

2. Хозяйственная деятельность человека

Выводы. В ходе исследований наша группа выявила отсутствие должных мер по охране водных ресурсов на территории нашего села. Существующие административные наказания за сброс мусора в реку не эффективны. А вот восстановительные мероприятия не проводятся вообще. На основе данных госсанэпидемстанции вода в реке Куме оценивается как «грязная» имеет класс V и относится ко II категории – для рекреационного и поливного использования после очистительных мероприятий.

Проектная работа в районном экологическом конкурсе заняла первое призовое место и на зональном туре третье место.

Много времени и сил потребовалось мне как организатору и группе учащихся кружка «Юные лесоводы» для реализации цели и задач, поставленных перед нами в работе по теме: «Лекарственные, съедобные и ядовитые растения нашего леса». В ходе исследований определены лекарственные лесные растения. Составлено описание съедобных лесных растений. Рассмотрены ядовитые растения леса. Изучены сроки, и правила сбора лекарственного сырья. Изучена дополнительная литература. Определены части растения, являющиеся наиболее полезными для человека. Представлены правила сбора лекарственных растений. Найдены кулинарные рецепты приготовления блюд из лекарственных и съедобных растений леса. Составлен каталог рисунков наиболее распространенных растений леса

Проектная работа в районном экологическом конкурсе заняла призовое первое место и на зональном туре третье место.

Совместные творческие проекты показали, что ученики радуются малейшему проявлению учительского творчества. Если в школе царит скука, здесь никто никому не нужен. Чтобы этого не случилось со мной и моими учениками, я стараюсь вовлечь их в совместное творчество. В этой связи я уделяю большое внимание внеклассной работе, одной из форм которой является организация предметной недели. Одним из этапов недели было проведение внеклассного мероприятия «имя России». В ходе голосования среди учащихся 6-11 классов в номинации «Имя России» большее количество голосов набрала ученица, которая представила ученого – биолога И. П. Павлова. Группа ребят провела огромную подготовительную работу по сбору информации, создали и представили презентацию. Я не переставала удивляться творчеству и фантазии моих учеников. Эта форма работы позволяет мне на практике учитывать потребности, возможности и склонности школьника, решать задачи раскрытия творческих способностей учащихся с разным уровнем подготовки.

Так как на изучение некоторых тем по биологии по программе отводится мало часов, работая над проектами, проводя исследования, учащиеся имеют возможность более полно изучить тему. Перечислить все проектные работы своих учеников невозможно. Но самое главное то, что ребята с интересом вовлекаются в работу, это позволяет мне в большей мере развивать мышление, самостоятельную деятельность, творческие способности ребёнка, его интерес к окружающему миру, умения применять полученные знания и умения на практике. И плюс ко всему добиваться хороших результатов в преподавании предмета, интересных, наглядных и поучительных уроков.

Проектную технологию я применяю не только как учитель на уроках. В свое методической работе данную технологию использую при составлении отчетов по теме самообразования, при подготовке к проведению классных часов, при организации внеклассной работы по предмету. Реализация методики проектно – исследовательской технологии, на уроках и внеурочное время, приводит к изменению моей позиции как учителя и дает неплохие результаты, выраженные в качестве знаний по предмету и в воспитательной работе.

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому я обязана знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, т.е. быть компетентным во всех вопросах образования.

Для меня самообразование есть необходимое условие моей профессиональной деятельности. Я стараюсь познавать новые методы, приемы, использую различные средства и способы повышения своего профессионального уровня.