Развитие умственных и творческих способностей учащихся путем использования методов развивающего обучения на уроках биологии
«Не мыслям следует учить, мыслить». – У.Кант
Школьный курс «Биология» призван стать проводником гуманистических идей экологического способа мышления, здорового способа жизни, формировать компетенции, которых требует жизнь.
Именно эти функции, осуществляю на своих уроках биологии.
Ориентируясь на общечеловеческие ценности именно учитель биологии является проводником гуманистических идей и экологического способа мышления, человек есть часть природы, его существование и выживание возможно лишь за условиями установления гармоничных отношений с окружающей средой бережным отношением к ней.
Моя педагогическая деятельность - это своеобразная творческая мастерская, которая помогает развитию учебно- познавательных навыков и умений учащихся, учит их учиться, а вместе с учащимися учусь и я сама. Как учитель постоянно пребываю в поисках оптимальных методов и форм обучения изучаю опыт моих коллег и передовые педагогические технологии.
В основы видения своих уроков я положила такие идеи:
1.«Не мыслям следует учить, мыслить». – У. Кант
2. Не достаточно получить знания - надо знать им применение. Не достаточно только желать – необходимо творить. (И.Гете)
3. Земля не принадлежит нам, это мы принадлежим земле (вождь индейцев)
4. «Не талантливых детей нет, в каждом ребенке - за внешнем несносным, случайным скрывается трепетная душа, жаждущая любви и стремящаяся к высшим ценностям». Архимандрит Алексий
Главная задача педагога, помочь ребенку развить в себе этот дар и талант.
5. Сегодня дети, а завтра народ. (В. Сухомлинский)
Овладение знаниями про с структуры и принципы функционирования живых систем, как отображения биологической реальности, их онто- и филогенезу, учащихся устанавливает взаимосвязь между живыми системами и неживой природой, овладевают методами научного познания, умениями самостоятельно изучать биологические закономерности, наблюдать, исследовать и поснять явления природы, применять теоритические знания с целью профессионального самоопределения в прикладных сферах человеческой деятельности (медицина, сельское хозяйство, биотехнология, педагогика, психология и др.). Это способствует развитию умственных способностей и качеств личности учащихся (теоретическому стилю мышления мышления, познавательного интереса, представлений, памяти). Желанию самообразования.
Особое внимание в своей работе я уделяю формированию у учащихся эмоционально-целостного отношения к природе, к себе, к людям, к общелюдским ценностям.
На своих уроках я добиваюсь таким образом организовать учебную деятельность школьников, которая способствовала формированию творческой личности, развивала бы умственные способности, формировала бы жизненные компетенции. Для этого я выбираю такие формы и методы обучения, которые имеют относительную самостоятельность и влияют на отношения, которые возникают между учителем и учеником, так и между учениками. Содержание курса биологии имеет огромные возможности в формировании интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления взаимосвязи, которые играют большую роль в осознанном усвоении знаний. Этому способствуют проблемно-поисковые и развивающие методы обучения.
Свою подготовку к уроку начинаю с отбора дидактического, натуралистичного, биографичного материала, я уверена, что только продуманный, целенаправленный отбор содержания урока вызывает у учащихся повышенный интерес к предмету, обеспечивает его усвоение. С целью развития практических умений и навыков приобщаю детей к сбору раздаточного материала, проведение наблюдений и исследований.
Для успешного проведения урока необходимы знания учителем общей подготовки учащихся. Поэтому, провожу анкетирование, стараюсь больше работать с детьми во внеурочное время.
Для развивающегося обучения важно организовать как можно больше заданий на этапах изучения нового материала, поскольку этот путь имеет поисковый характер, развивает навыки и умения познавательной деятельности учащихся. Это могут быть групповые, индивидуальные и фронтальные задания.
Когда учащиеся не имеют знаний и навыков для самостоятельной работы и требуют постоянной помощи, организовываю фронтальные работы. Сначала предлагаю выполнить часть задания. В эвристической беседе выявляются и закрепляются полученные знания, потом выполняется следующее зада ние. В конце подводится итог работы, формулируются выводы.
Когда учащиеся приобретают достаточно знаний. Есть смысл использовать групповые формы использования работ, которые полностью или частично используются самостоятельно, а потом организовывается беседа по результатам работы.
На мой взгляд, для успешного обучения, важное значение имеет мотивация, поэтому я всегда подчеркиваю важность изучения этого вопроса программы для понимания биологических явлений и закономерностей.
Постоянно овладевая умениями и навыками рационального использования труда, тренирую себя при помощи заданий и вопросов, наблюдений и исследования с натуральных объектов, учащиеся самостоятельно добывают знания, дополняя и углубляя их при помощи дополнительной литературы. Учащиеся сами составляют задания и упражнения, создают свои варианты интеллектуальных игр, тестов, кроссвордов, сказок – путешествий, загадок – сообщений, рефератов.
Развивающее обучение начинается с формирования ответов на вопросы, составление таблиц, закладов, характеристик, изучения внутреннего и внешнего строения, черчения диаграмм, схем, решением задач с использованием межпредметных связей, работы с учебником и дополнительной литературы, это все воспитывает сообразительность любовь к труду и родной природе, интерес к биологии и одновременно обучает умением учиться, это путь для развития творческих способностей учащихся.
Результат – создается база знаний для дальнейшего их использований, увеличивается возможность для включения учащихся к творческой познавательной деятельности, когда они самостоятельно ставят проблему и находят пути их решения, овладения умения анализировать, синтезировать и обобщать, делать выводы способствует организация начальной деятельности сначала по аналогии, а потом для применений умений в новых ситуациях.
Большое внимание я уделяю умению работать с учебником, начиная с общего знакомства с отдельными компонентами учебника ( текстом, иллюстрациями) до самостоятельного формирования умений находить в параграфе главную мысль, составлять план рассказа, готовить вопросы и ответы.
Это дает возможность сформировать умения спланировать текст, находить ответы на вопросы, выполнять задания практического характера: пользуясь текстом, составлять таблицы, диаграммы, схемы, быстро находить термины, составлять характеристики, выводы, понимать иерархию систематики органичного мира. Это способствует интеллектуальному развитию уащихся , осознанному условию знаний и общему умственному развитию.
Я думаю, очень важным условием обучения является добрая психологическая атмосфера, которая способствует обучению и воспитанию яркой личности и творческой индивидуальности. Поэтому считаю обязанностью каждого учителя – создать такую атмосферу взаимодоверия и взаимопомощи и сотрудничества, что есть обязательным условием обучения. Дети очень остро реагируют на несправедливость, оскорбления, грубость, нещедрость. Поэтому девиз врачей «Не повреди» есть актуальным для учителя. За результатами психологических исследований, большинство учащихся имеет сниженную самооценку, что становится препятствием в развитии творческой личности, поэтому не следует бояться переоценить учащегося. Необходимо постоянно поддерживать и подбадривать ребенка, поэтому что, это для него очень важно.
Учителю необходимо быть не только хорошим предметником, но и хорошим психологом, который понимает детей и защищает их интересы.
В своей работе я использую разнообразные формы урока:
- уроки изучения нового материала;
- уроки тренинги;
- уроки тематического контроля;
-уроки коррекции знаний и другие;
Домашние задания дифференцированные, творческие, которые способствуют самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Подбирая содержание учебного материала для проверки и оценивания знаний учащихся, руководствуюсь требованиям программы к знаниям и умениям.
Тематический и итоговый контроль знаний и умений осуществляю, используя традиционные формы, тестирования и зачеты.
Для развития творческих способностей учащихся важным есть физическое состояние ребенка. Поэтому в своей работе особое внимание уделяю физкультминуткам, как профилактике нарушения опорно-двигательной системы, зрения. Отдельным направлением своей работы считаю формирование осознанной мотивации здорового способа жизни. Это направление включает разные формы деятельности учащихся: изготовление и выпуск стенгазет по этой теме, внеклассные часы.
Еще одним направлением своей работы считаю формирование экологического способа мышления. С первых уроков биологии намериваюсь, чтобы учащиеся усвоили, что «лишь поняв природу, человек может понять себя». Начиная с подбора стихов, легенд, знакомства с редкими растениями и животными, дети постепенно включаются в природоохранную работу. Это выпуск экологических газет, уход за комнатными растениями, наблюдения за изменениями в природе, экскурсии
и походы в лес, парки, ботанические сады, зоологических музеев, зоопарков. Я предлагаю детям составить правила поведения в природе, подбираю задания, которые вместе с формированием учебно-познавательных интересов, развивают экологическое мышление, стремление к бережному отношению к природе.
В своей работе организовываю деятельность учащихся, чтобы они больше общались на экскурсиях, во время выполнения летних заданий, внеклассных работ, выращивания растений, что создают условия для развития у учащихся чувства прекрасного, любви к родной земле, народу, нации. Способствует формированию у них ответственного отношения к природе и осознания ими места и роли человека в биосфере.
К детям, которые проявляют глубокий интерес к биологии, имеют дополнительную литературу и желание, предлагаю индивидуальные творческие задания, которые дают возможность развитию творческой личности ребенка повышение интереса со стороны одноклассников и учителей дают возможность применять приобретенные знания. Это стихи, сценарии, сказки путешествия. Интересно наблюдать как формы работы постепенно охватывают весь класс и выходят за его границы. Наши дети очень талантливые, нам взрослым есть чему у них поучиться. В случае правильной организации дети способны создавать работы лучше, чем учитель. Видно как постепенно создаются целые творческие группы, в которых есть ведущие авторы, режиссеры и актеры. Это позволяет не только интересно провести урок, но и решить учебно-познавательные и воспитательные задания образования.