4
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАТИКИ
Специальные знания, доставляемые современным образованием, либо не обладают необходимой для понимания окружающего мира общностью, либо недостаточно конструктивны. Все это, в конечном счете, приводит к низкой эффективности управленческих и технологических решений, связанных с преобразованиями, ростом и развитием национальной экономики в условиях глобализации. Как показывают социологические и педагогические исследования, существенной причиной этого положения вещей являются несистемные представления об окружающем мире, сформированные, преимущественно, на основе разрозненной совокупности специальных знаний. Решение этой проблемы – формирование целостной картины мира на основе интегративного научного знания при деятельностной форме его обретения. Основу интегративного знания составляют «метазнания», позволяющие описать поведение разнообразных объектов и процессов, а также универсальные виды деятельности, которые позволяют вырабатывать механизмы взаимодействия с окружающей реальностью. Цель интегративного знания – конструктивные системные описания, объяснения и предсказания событий и явлений данной предметной области. В контексте интегративных знаний по-новому проявляются и реализуются междисциплинарные связи.
Сущность этого метапредметного компонента знаний практически не раскрыта и не реализована в учебных курсах, хотя мысль о необходимости ведения некого системообразующего компонента содержания образования, который скрепляет, «цементирует» предметные знания, находясь «выше» этих знаний, присутствует в образовании достаточно давно. В разное время данный компонент связывался с понятиями общеучебных умений (Н.А. Лошкарева, Ю.К. Бабанский, Т.И. Шамова, С.Г. Воровщиков), ключевых компетенций (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, А.В. Хуторской), функциональной грамотностью (А.А. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина). В концепции Образовательного стандарта второго поколения также присутствует понятия «функциональной грамотности», «универсальных учебных действий», «метапредметных учебных действий». С учётом вышеизложенного, можно говорить о том, что понятие «метапредметный» целесообразно соотнести с понятием «метазнание» [metaknowledge] - знания о знаниях, способность размышлять над своим собственным процессом мышления, рассмотрение проблем сбора, представления, формализации, обработки и синтеза нового знания. А.М. Новиков в книге «Постиндустриальное образование» достаточно точно описывает современные условия, которые требуют от современного человека не только теоретические знания, но и аналитическую работу для создания новых знаковых форм взаимодействия с окружающим миром – моделей, алгоритмов, баз данных и т.п. Эти технологии уже не только вещного, но и знакового производства, стали ведущей формой организации деятельности. Для грамотной организации проектов, построения и реализации новых технологий, инновационных моделей практическим работникам понадобился научный стиль мышления, который включает такие необходимые качества, как диалектичность, системность, аналитичность, логичность, широту видения проблем и возможных последствий их решений. Понадобились навыки научной работы, в первую очередь – умения быстро ориентироваться в потоках информации, строить новые модели – как познавательные (научные гипотезы), так и прагматические (практические) инновационные модели новых систем – экономических, производственных, технологических, образовательных и т.д.
Все вышесказанного говорит о том, что «метапредметность» и «межпредметность» могут стать существенной опорой при формировании содержания общеобразовательных предметов, направленного на реализацию целей современного образования - всестороннее освоение окружающей человека реальности, развитие умений взаимодействовать с этой реальностью. Современного человека окружает, прежде всего, постиндустриальная, информационная цивилизация, следовательно, важнейшую роль в формировании метапредметных знаний, универсальных учебных действий, прежде всего, знаково-символических принадлежит общеобразовательному курсу информатики.
Следует подчеркнуть, что внутренние объективные тенденции развития общеобразовательного курса информатики также связаны с развитием его метапредметного и межпредметного потенциала. Конкретно, объективную тенденцию развития информатики как обязательного школьного предмета можно выразить так: «от компьютерной грамотности к общеобразовательному предмету, от общеобразовательного предмета к «метапредмету».
Содержание этих компонентов, в общем виде, представляется следующим.
Компьютерная грамотность.
Как известно, непосредственным толчком к появлению информатики как обязательного школьного предмета было постановление в 1984 г. ЦК КПСС «Об обеспечении компьютерной грамотности молодежи». Основным идеологом школьной информатики в этот период был А.П.Ершов, личность и идеи которого оказали существенное влияние на последующее развитие общеобразовательного курса информатики.
Компьютерная грамотность постепенно переросла в информационные технологии, которые, в свою очередь, потребовали осмысления информатики как научной дисциплины, поскольку изучение основ наук как таковых — это уже, во - многом, есть изучение основ различных технологий.
Предмет естественно-научного цикла.
Переход курса информатики в качественно новое состояние (приблизительно в середине 90-х годов прошлого века) был обусловлен двумя группами причин:
развитием дисциплины информатики, главным вектором которого была ее «фундаментализация»;
необходимость реализации системного принципа акад. В.С. Леднева, что содержание общеобразовательного предмета определяется совокупной структурой предмета обучения и структурой обобщенной (инвариантной) деятельности человека. Современная, достаточно устоявшаяся точка зрения на информатику такова.
Информатика является фундаментальной естественно – научной дисциплиной, которая изучает закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также методы и средства автоматизации этих процессов.
Соотнесение информатики с естественно - научной дисциплиной привносит в нее логику, свойственную именно этой дисциплине и отражающей основные компоненты познания:
предмет познания (феномен);
инструмент познания (как правило, это модель);
область применения (где используются результаты познания).
Исследования, прежде всего, С.А. Бешенкова, Е.А. Ракитиной, К.К.Колина и др. позволили раскрыть названную триаду в применении к информатике. Было показано, что основным феноменом, отражающим информационный компонент реальности, являются информационные процессы, основным инструментом познания – информационные модели, а областями применения, которые целесообразно рассмотреть в рамках общеобразовательной школы являются сферы управления, технологий, социума.
Информатика как «метапредмет».
Названная выше триада создают платформу для следующего качественного перехода информатики теперь уже в ранг «метапредмета».
В настоящее время эта область практически не исследована, хотя «матапредметные» и межпредметные возможности информатики уже затребованы для Примерных программ основной и старшей школы, создаваемых в рамках стандартов второго поколения («метапредметные результаты»).
Важность детального исследования метапредметного и межпредметного потенциала общеобразовательного курса информатики определяется следующими позициями:
- общеобразовательный курс информатики, как уже подчеркивалось выше, объективно развивается именно в метапредметном направлении, понимание характера этого развития необходимо для дальнейшей работы над Образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями;
- метапредметное содержание общеобразовательного курса информатики может внести решающий вклад в создание целостной структуру всех общеобразовательных школьных дисциплин, отвечающей реалиям современного мира.
Стратегия исследований в этой области состоит в создании концепции систематического непрерывного общеобразовательного курса информатики, в котором сбалансировано сочетались бы: гуманитарный, технологический, естественно-научный и метапредметный аспекты информатики; обосновались интегративные возможности систематического курса информатики для системы школьных предметов. На основе этой концепции можно было бы разработать содержание и структуру общеобразовательного курса информатики для всех ступеней обучения с 1 по 11 классы на основе метапредметных и межпредметных инвариантных опор информатики. К настоящему времени выявлены лишь отдельные фрагменты метапредметного и межпредметного содержания общеобразовательного курса информатики (в частности, информационное моделирование).
Общая концепция «метапредметности» должна строится на основе современных классических и современных философских и социологических исследований, в частности: М. Хайдеггера, К. Ясперса, Д. Медоуза, Д.В. Иванова, К. К. Колина, Т. Fridman’a, Н. Arend, J. Agassi и др., а также исследований специалистов в области информатики методики ее преподавания: И.И. Логвинова, В.Г. Разумовского, А.Я. Фридланда, Е.А. Ракитиной и др.
Проектирование метапредметного содержания общеобразовательного курса информатики может быть осуществляться как дедуктивно, так и индуктивно. В первом случае выдвигаются общие принципы построения, на основе которых строится модель содержания обучения (в данном случае, лучше всего в виде содержательных линий). Второй путь основан на анализе «атомарных» элементов содержания обучения, зафиксированных, например, в программах или тематических планах и выделении в них устойчивых структур метапредметного и межпредметного характера, которые и будут определять содержательные линии. В построении