Консультация для родителей
Развиваем у ребёнка фонематический слух
Учитель-логопед:
Орленко Н.А.
Фонематический слух – это способность человека слышать отдельные звуки в слове. Фонематический слух является основой чёткого произношения звуков, воспроизведения слоговой структуры слова, овладения грамматическими нормами языка, успешного усвоения навыков письма и чтения.
Фонематический слух не нужно путать с физиологическим слухом, который может быть прекрасно развит у ребёнка. К пятилетнему возрасту у детей фонематический слух обычно уже достаточно развит. Но если у ребёнка были проблемы со здоровьем во время внутриутробного развития или в младенчестве, формирование фонематического слуха задерживается. Часто нарушение (недоразвитие) фонематического слуха сопровождается нарушением звукопроизношения. В речи ребенка происходит звукозамена: «шуба» – «фуба», «печенье» – «петенье», «зайчик» – «сяйцик» и т. п. Если не исправить эту проблему, то ребенок будет неправильно произносить слова, а в школе будет неправильно писать под диктовку.
Как лучше развивать фонематический слух у детей? Самым интересным и эффективным способом будет игра. Уже с 1,5 лет можно учить ребёнка прислушиваться к звукам природы, к бытовым звукам, к звучанию слов. Детям старшего возраста определять, есть ли звук в слове, учиться различать сходные звуки, проговаривать одно-, двух- или многосложные слова.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
«Барабанщик»: (неречевые звуки)
Отстукивать ритм по образцу.
1.По поверхности стола карандашом показать, сколько раз стукнуть. 2.Попросить малыша закрыть глаза или отвернуться, в этот момент стукнуть 1 или 2 раза. Ребенок открывает глаза и стучит столько раз, сколько услышал. 3.Потом можно добавить игрушки, мелкие предметы. Стукнуть на каждый предмет. Получится определенный ритмический рисунок. 4. Можно хлопать, топать по образцу. Или по речевой инструкции: хлопни 1 раз, топни 2 раза, хлопни много раз.
«Где колокольчик?»
Ребёнок стоит или сидит, закрыв глаза. Взрослый с колокольчиком (или другим звучащим предметом) двигается по комнате и звенит. Ребёнок, не открывая глаз, должен показать рукой в том направлении, откуда слышится звук.
«Назови лишнее»: (речевые звуки)
Взрослый произносит слоговые цепочки: «ба – ба – ба – па – ба, са – са – са – ша – са». Ребёнок должен топнуть или хлопнуть, когда услышит «лишний» слог (который звучит по-другому).
«Попугай»
Играя в эту игру, ребёнок учится воспроизводить услышанные цепочки слогов.
Скажите ребёнку, что к вам прилетел в гости попугай, который учится говорить по-человечески. Он будет произносить, а ты попробуй повторить за ним: «Гу-гу-го... да-до-ду... ка-та-ва... на-на-ма... » Сначала роль попугая берёт на себя взрослый, а затем ребёнок.
«Не ошибись»
Взрослый показывает малышу картинку и чётко называет её, например, «ракета». Затем поясняет, что будет называть эту картинку по-разному (правильно или неправильно). Ребёнок должен топнуть ножкой, когда услышит неправильно произнесённое слово.
Взрослый произносит: «Лакета – ракета – якета - ратета». Так можно обыграть любое слово. Начинать нужно со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к более сложным.
«Верно – неверно»
Эта игра учит выделять на слух правильно произнесённое слово.
Взрослый показывает ребёнку картинку и называет её, каждый раз заменяя первый звук: шанки, занки, санки, тянки, фанки. Малыш должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово, произнесённое верно.
«Лови звук».
Взрослый произносит слова, а ребёнок хлопает в ладоши, когда в слове слышится заданный звук. «Лодка, собака, машина, лук, диван, лошадь, ласточка…»
«Какой звук?»
Игра способствует развитию фонематического восприятия, учит выделять одинаковый звук.
Взрослый называет 3-4 слова, в которых есть один и тот же звук: лопата, стол, молоко – ребёнок должен догадаться, какой звук есть во всех названных словах.
«Назови лишнее слово»
Вы повторяете какое-то слово, например, «гора», несколько раз, и иногда вместо него называете другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово.
Например, говорите: «Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора». Как только ребёнок услышит лишнее слово, он об этом говорит. Ещё примеры: «Голос, голос, колос, голос, волос» и т.д.
«Цепочка»
Взрослый называет любое слово, например, кукла, а ребёнок должен назвать слово, которое начинается на последний звук из слова взрослого, например, апельсин. В игре победит тот, кто «не разорвёт» цепочку.
«Телеграфисты»
Взрослый и ребёнок – это телеграфисты, которые передают и принимают телеграммы. Сначала взрослый «передаёт содержание телеграммы»: произносит слово по одному звуку: м, а, ш, и, н, а. Ребёнок «принимает телеграмму» – называет слово целиком. Затем, игроки могут поменяться ролями, и продолжить игру.
«Раздели слово»
Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Два хлопка: му-ха, три хлопка: со-ба-ка и т.д.
«Светофор».
Рисуем светофор: красный кружок – это начало слова, жёлтый – середина, зелёный – конец слова. Взрослый называет слово и просит определить, где находится заданный звук. «Солнце, каска, нос». Ребёнок определяет позицию звука и показывает на нужный кружок светофора.
«Скажи правильно»
Скажите ребёнку, что нужно послушать внимательно и исправить ошибку.
Кожа побежалав огород.
Колова жуёт траву.
Коська лакает молочко.
Собаха грызёт кость.
Играйте со своим малышом, и он порадует вас красивой правильной речью.