СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающая игра любимые сказки Андерсена

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающая игра по сказкам Андерсена

Просмотр содержимого документа
«Развивающая игра любимые сказки Андерсена»

Литературная игра «Любимые сказки Андерсена»


(Слайд) ЧТЕЦ (1):

В моем шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке – словно дом.

Обложку – дверь откроешь второпях,

И ты вошел, и ты – уже в гостях. . .

Как переулок – каждый книжный ряд.

А весь мой шкаф – чудесный Книгоград.

Когда ты будешь в этот город вхож,

Из Прошлого в Грядущее пройдешь,

Заглянешь в страны и во времена:

Любая книга – время и страна.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в волшебную страну, где живут книги. Книги – это маяки в океане времени. Маяки указывают путь к родному берегу. А что дают человеку книги? Они вводят нас в мир литературы, приключений, поэзии. Кому мы обязаны сказать слова благодарности? Конечно, авторам этих книг. Сегодня мы говорим спасибо замечательному сказочнику Хансу Кристиану Андерсену, которому 2 апреля исполнится 210 лет со дня рождения.

(Слайд) ВЕДУЩИЙ(1): Ханс Кристиан Андерсен, знаменитый сказочник, родился в Дании 2 апреля 1805 года в городке Оденсе в бедной семье. Мать его была прачкой, а отец – сапожником. Однажды гадалка предсказала, что ему суждено прославить свою родину. Так оно и вышло. В детстве он любил мечтать и придумывать волшебные истории. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Мальчик так искусно переделывал услышанные рассказы, что старухи не узнавали в них свои собственные. Андерсен мечтал стать актером и сочинял пьесы для театра. Первое свое произведение он написал в девять лет. В 1816 году Х. К. Андерсен остался без отца. И, для того чтобы прокормить себя и мать, ему пришлось устроиться на работу сначала подмастерьем у ткача, затем у портного, а после рабочим на сигаретную фабрику. В четырнадцать лет Ханс Кристиан решил уехать в Копенгаген, чтобы поступить актером в театр.

(Слайд) ВЕДУЩИЙ(2): Через год после приезда настойчивого Х. К. Андерсена все же взяли в Королевский театр. Но ему предлагали второстепенные роли, а затем уволили. В 1819 году впервые его литературные произведения привлекли внимание дирекции театра. В 1826 – 1827 годах были опубликованы несколько его стихотворений. Расцвет творчества Х. К. Андерсена пришелся на вторую половину 183- - 1840-х годов. В этот период было написано большинство сказок, позднее принесших ему мировую славу. Среди произведений Х. К. Андерсена – романы, повести, пьесы, рассказы, новеллы, философские эссе, очерки, стихи и более 400 любимых нами сказок.

(Слайд) ВЕДУЩИЙ(1): В сказках Х. К. Андерсена можно заметить удивительную особенность: в самых обычных предметах, окружающих нас, он открывает чудесный мир. Как говорил сам Х. К. Андерсен: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь». Так родились истории про старый крахмальный воротничок, бутылочное горлышко, штопальную иглу и серебряную монетку. Но это не просто рассказы про вещи. На самом деле это сказки о людях. В этих сказках Х. К. Андерсен высмеивает самые разные человеческие недостатки.

ВЕДУЩИЙ(2): По убеждению Х. К. Андерсена, «человек должен быть: стойким, как оловянный солдатик, верным, как Герда, бесстрашным, как солдат из сказки «Огниво», прямодушным, как мальчик в «Новом наряде короля». А теперь, друзья, мы прикоснемся к удивительному миру сказок Ханса, Кристиана Андерсена.

(Выходит Оле-Лукойе. В руках у него черный зонтик и зонтик с картинками. )

(Слайд) ОЛЕ-ЛУКОЙЕ: Никто на свете не знает столько сказок, сколько знаю я. Вечером, когда веки у вас начинают слипаться, я подкрадываюсь сзади и начинаю дуть вам в затылок, и вы засыпаете. Потом я раскрываю над вашей головой один из своих зонтиков. (Раскрывает черный зонтик) Вот этот зонт я раскрываю нал нехорошими детьми, и они спят всю ночь, не видя снов. А вот этот зонтик с картинками, я раскрываю над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки. (Раскрывает зонтик с картинками.) Вы узнали меня, ребятки? Как меня зовут?

(Ребята отвечают)

Из какой я сказки?

(Ребята отвечают)

Сейчас с помощью моего волшебного зонтика мы побываем в сказках великого писателя Х. К. Андерсена, (Раскрывает зонтик с картинками и уходит. )

(Под музыку выходит Солдат. Навстречу ему – Ведьма)

(Слайд) ВЕДЬМА: Здорово, служивый! Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько душе твоей угодно.

СОЛДАТ: Спасибо, старая ведьма!

ВЕДЬМА: Видишь вон то старое дерево? Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ! Там три комнаты, а в них сундуки, которые охраняют огромные свирепые собаки. Но ты их не бойся. В первом сундуке – медь, во втором – серебро, а в третьем – золото. Посади собак на мой передник и бери себе денег, сколько сможешь.

СОЛДАТ: А что ты с меня возьмешь, старая Ведьма? Ведь что-то тебе от меня нужно?

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, из какой сказки эти персонажи?

(Ребята отвечают, Солдат и Ведьма уходят)

БИБЛИОТЕКАРЬ (задает вопросы):

1. Куда отправился солдат после встречи с ведьмой? (В город. )

2. Кто рассказал солдату о достопримечательностях города, о короле и его дочери? (Слуга)

3. Кто явился солдату, когда он ударил по кремню? (Собака).

4. Какое первое приказание было дано собаке? (Принести денег)

5. Какое было второе желание солдата? (Увидеть Принцессу)

6. Как собака доставила Принцессу? (На спине, в то время когда принцесса спала)

7. Что хотели сделать король и королева с солдатом? (Повесить)

8. Кого отправил солдат за огнивом, когда находился в тюрьме? (Мальчика)

9. Что обещал мальчику солдат за услугу? (4 монеты).

10. Как закончилась сказка? (Солдат стал королем и женился на Принцессе).

(Слайд) БИБЛИОТЕКАРЬ: Догадайтесь, о каком персонаже из сказки Х. К. Андерсена идет речь:

Вот какая девочка, как она мала!

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку.

(Ребята отвечают. Выходит Дюймовочка. )

ДЮЙМОВОЧКА: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что узнали меня. Ответьте на вопросы по моей сказке. (Задает ребятам вопросы. )

Вопросы.

1. Почему меня назвали Дюймовочкой? (За рост всего в один дюйм)

2. Как я появилась на свет? (Из ячменного зернышка)

3. Какое имя дал мне король эльфов? (Майя)

4. Назовите всех, кто хотел жениться на мне. (Жаба, жук, крот, эльф)

5. Кто называл себя джентльменом? (Жук)

6. Чем я не понравилась друзьям и знакомым жука? (Тем, что Дюймовочка не такая, как они: у нее нет усиков и всего две ножки)

7. Почему полевая мышь дала мне приют? (Дюймовочка понравилась мыши тем, что мало ела)

8. Кто совсем не любил солнца и почему? (Крот, потому что он был слепой)

9. Кого я спасла от гибели, а потом она спасла меня от несчастного замужества? (Ласточка)

10. Что подарили мне эльфы в день свадьбы с королем эльфов? (Крылышки)

(Ребята отвечают. Дюймовочка уходит. Появляются Ведьма и Русалочка)

(Слайд) ВЕДЬМА: Знаю, знаю, зачем ты пришла! Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки, чтобы ходить как люди; хочешь, чтобы молодой принц полюбил тебя, а ты получила бы бессмертную душу!

РУСАЛОЧКА: Да.

ВЕДЬМА: Я изготовлю тебе питье, ты выпьешь его на берегу до восхода солнца, тогда твой хвост раздвоится и превратится в пару стройных ножек. Но тебе будет так больно, как будто тебя пронзят острым мечом. Ты сохранишь свою плавную, скользящую походку – ни одна танцовщица не сравнится с тобой; но помни, что ты будешь ступать как по острым ножам, так что изранишь свои ножки в кровь. Вытерпишь все это?

РУСАЛОЧКА: Да.

ВЕДЬМА: Помни, что, раз ты примешь человеческий облик, тебе уже не сделаться вновь русалкой! Не видать тебе ни морского дна, ни отцовского дома, ни сестер! А если принц не полюбит тебя, ты не получишь бессмертной души. С первой же зарей после его женитьбы на другой твое сердце разорвется на части и ты станешь морской пеной!

РУСАЛОЧКА: Пусть!

ВЕДЬМА: Я возьму за свой напиток самое лучшее, что есть у тебя, - твой чудесный голос.

РУСАЛОЧКА: Я на все согласна!

БИБЛИОТЕКАРЬ: Принц искал ту, что спасла его от гибели во время шторма, и не знал, что его спасительница была рядом с ним. Он женился на принцессе, считая своей спасительницей ее. С восходом солнца Русалочка должна была превратиться в морскую пену.

(Русалочка и Ведьма уходят)

Вопросы.

1. Сестры не могли принять того, что Русалочка навеки покинет их, поэтому предлагали ей путь к спасению. Какой? (она должна была убить Принца, чтобы вновь стать русалкой)

2. Какую цену заплатили русалки Ведьме за возможность спасти сестру? (Они отдали Ведьме свои волосы)

3. Русалочка отказалась убить принца. Чем же закончилась сказка? (Русалочка стала дочерью воздуха и получила возможность заслужить бессмертную душу)

4. Где впервые увидела Русалочка Принца? (На палубе корабля)

5. В каком городе поставлен памятник Русалочке? (В Копенгагене)

(Появляются Свинопас, Принцесса, Фрейлины (1) и (2). )

(Слайд) ПРИНЦЕССА: Эй, Свинопас, что за чудесный горшочек у тебя?

СВИНОПАС: Мой горшочек непростой. Если подержать над поднимающимся из горшочка паром руку, можно узнать, какое у кого в городе готовится кушанье.

ПРИНЦЕССА: Ах, какая прелесть! (Фрейлинам (1) и (2). )Пойдите, спросите, что стоит этот горшочек.

(Фрейлинам (1) и (2) отходят и шепчутся со Свинопасом).

ПРИНЦЕССА: Я получу этот горшочек, сколько бы он ни стоил! (Фрейлинам (1) и (2).) Ну, что он сказал?

ФРЕЙЛИНА(1): Право, и передать нельзя!

ФРЕЙЛИНА(2): Это ужасно!

ПРИНЦЕССА: Так шепните мне на ухо! (Фрейлины (1) и (2) шепчут на ухо Принцессе) Да как он смеет! Вот невежа!

(Свинопас, Принцесса, Фрейлины уходят).

БИБЛИОТЕКАРЬ: А теперь, ребята, ответьте на вопросы.

Вопросы.

1. Какую плату за свой горшочек потребовал Свинопас? (10 поцелуев Принцессы)

2. Сколько стоила, по мнению Свинопаса, трещотка? (100 поцелуев)

3. Какие подарки Принца не оценила Принцесса? (Соловья и розу)

4. Почему король выгнал собственную дочь из дворца? (Король увидел, как его дочь целует Свинопаса)

5. Кем был на самом деле Свинопас? (Принцем)

6. За что хотел проучить Свинопас Принцессу? (За то, что она отвергла его и не приняла подарки)

(Слайд) БИБЛИОТЕКАРЬ: Поговорим о других сказках Х. К. Андерсена.

Вопросы.

1. Кем воображала себя штопальная игла? (Швейной иглой)

2. В кого превратился Гадкий Утенок? (В прекрасного лебедя)

3. Что за птица из прекрасного императорского сада, о которой император ничего не знал? (Соловей)

4. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)

5. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев? (Из крапивы)

6. Почему все вокруг боялись признать, что король голый? (Не хотели показаться глупыми)

7. Героиня какой сказки испугалась большого мира и предпочла вернуться на подзеркальный столик? (Пастушка из сказки «Пастушка и трубочист»)

8. Кто разбил волшебное зеркало Снежной королевы? (Тролли)

9. В кого влюбился стойкий оловянный солдатик? (В танцовщицу).

10. Какой документ попросила крыса у солдатика под мостом? (Паспорт)

(Слайд) БИБЛИОТЕКАРЬ: Наша встреча по сказочному миру Ханса Кристиана Андерсена подошла к концу. Есть на свете писатели, произведения которых просто нельзя не знать. К ним относится и Ханс Кристиан Андерсен. Обязательно возьмите его книги еще раз и почитайте, а потом обязательно порекомендуйте их своим друзьям.





(Слайд) ЧТЕЦ(2): В цветущей Дании, где мир увидел я,

Берет мой мир свое начало;

На датском языке

Мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя. . .

Люблю тебя, родных морей волна,

Люблю я вас, старинные курганы,

Цветы садов, родных лесов поляны,

Люблю тебя, отцов моих страна.

ОЛЕ-ЛУКОЙЕ: Вьется змейкою дорожка:

Покосившийся немножко

Домик низенько стоит. . .

Там – учитель говорит –

Жил наш Андерсен малюткой.

Оле сказкой, прибауткой

Тешил мальчика не раз

Перед сном в вечерний час.

(Слайд) ДЮЙМОВОЧКА: Домовой его баюкал;

Леший из лесу аукал;

Мальчик видел водяных;

Из ветвей ему густых

Улыбалася Дриада,

А весной в окно их сада

К ним глядела без чинов

Королева бурь, снегов.

РУСАЛОЧКА: Видел он фантазий фею,

Проводил часы он с нею,

И все сказки, что слыхал

От нее, - нам рассказал.

Сколько мы часов приятных

В чтенье сказок тех занятных

Провели и проведем,

Видя въявь и старый дом.

ПРИНЦЕССА: Хоть мала рука у нас,

Мы пожмем двумя зараз

Руку сказочника-друга!

Велика его заслуга.

Другом мы его зовем,

В честь него мы песнь поем!.