Развивающие беседы - инновационная технология работы классного руководителя с учащимися и родителями
Так что же такое развивающая беседа?
Развивающая беседа - это регулярная подготовленная беседа между педагогом и учащимся с участием родителей (возможна и без родителей, в зависимости от мнения учащегося), которая должна приводить к лучшему взаимопониманию сторон, увеличивать желание и мотивацию ученика к обучению. Во время развивающей беседы ученик выражает свои мысли, точки зрения и мнения, ставит перед собой цели.
Проведение уже первых развивающих бесед показывает, что меняется профессиональное сознание педагога, направляя его развитие в сторону личностно ориентированной педагогики, родители с удивлением и с неожиданной стороны узнают своего ребенка, а сам учащийся, оказывается, хочет выговориться!
1. Что значит подготовленная беседа?
Это, когда классный руководитель:
а) путем наблюдения определяет возможные «точки роста» у учащегося как предмет для проведения беседы («точки роста»: могут быть самые разнообразные: от успеваемости и коммуникации до выбора профессии);
б) готовит опросный лист для учащегося и его родителей;
в) анализирует полученные ответы;
г) на основе полученных ответов планирует сценарий беседы;
д) подготавливает место для проведения беседы.
2. Чем развивающая беседа отличается от проблемной?
Проблемная беседа решает задачи ситуативного плана, а развивающая беседа направлена на постановку самим ребенком перед собой целей на долгосрочную перспективу (для кого-то это учебный год/полгода, а для кого-то долгосрочная перспектива может ограничиться и месяцем; все в зависимости от личностных характеристик учащегося). Отмечу еще один важный принцип, отличающий два подхода к беседе с учащимся: в развивающей беседе 80 процентов говорит ученик и всего лишь 20 процентов - педагог!
Главное же условие для успешного проведения беседы - это личностные характеристики самого педагога!
3. Какими качествами должен обладать педагог, который собирается проводить развивающие беседы:
а) доверие;
б) открытость;
в) искренность;
г) вера в возможности ребенка;
д) психолого-педагогическая компетентность (необходимы знания в области возрастной психологии, знания о гендерных особенностях обучающихся, основ конфликтологии).
«Развивающие беседы» - это форма взаимодействия с детьми, родителями и учителями. Призвана научить ребенка ставить цели и задачи, рефлексировать, то есть развивать способность оценивать себя и «извлекать уроки» (по меткому выражению руководителя университетско-школьного кластера ВШЭ Л.Л.Любимова), делать самостоятельный выбор и нести за него личную ответственность.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ БЕСЕД
1. Общие положения
1) Порядок проведения развивающих бесед состоит из трех частей: общие положения, процедурные правила и формы. Процедурные правила помогают обеспечить четкое проведение развивающих бесед и обозначить ответственных, а также общие формы позволяют вести документацию по единому стандарту.
2) Развивающая беседа дает возможность создать системные и персональный контакт с каждым учеником и родителем.
3) Развивающая беседа – это обмен мнениями, который дает возможность классному руководителю обеспечить всестороннюю поддержку развития ученика, формирование учебной мотивации, а также развитие сотрудничества между школой и домом. Беседа проходит в доверительной и открытой среде. Во время развивающей беседы обсуждаются дальнейшие планы ученика, возможности развития компетенций, и договариваются о действиях на дальнейший период. Для наилучшей беседы имеется лист самоанализа.
4) Целью развивающей беседы в широком смысле является достижение воспитательных целей учебной программы. Конкретными целями развивающей беседы являются:
дать оценку компетенциям исходя из воспитательных целей оговоренных в учебной программе через самоанализ ученика;
договориться о целях на следующий период;
договориться о плане развития на следующий период;
помочь тому, чтобы ученик сам поднял свою самооценку.
5) Значимым является достижение договоренности между учителем и учеников в постановке целей и их достижения. Важно, чтобы цели были четко обозначены и были обсуждены реальные возможности их достижения.
6) Результаты самоанализа ученика конфиденциальны. Результаты самоанализа ученика не раскрываются третьим лицам. Заполненный лист самоанализа остается ученику и родителю. В ходе беседы учитель может делать себе пометки.
7) Информация, полученная классным руководителем в ходе беседы, конфиденциальна и не может быть передана третьим лицам без договоренности об этом с участниками беседы. После ухода ученика из гимназии (в порядке перевода, окончание школы) действуют также требования конфиденциальности относительно беседы.
8) В ходе беседы может возникнуть необходимость в консультации. Классный руководитель может профессионально консультировать ученика и родителя только в вопросах, касающихся учения, обучения и воспитания.
§ 2. Процедурные правила
1) Развивающая беседа проводится с каждым учеником регулярно раз в год. Период развивающих бесед, как правило, один год. При необходимости период развития можно сделать короче.
2) Время проведения развивающих бесед классный руководитель планирует в рабочем плане на полугодие.
3) Развивающая беседа проходит во время общего рабочего времени классного руководителя.
4) Развивающая беседа длится максимально 45 минут.
5) В развивающей беседе принимают участие ученик, классный руководитель и законный представитель (Приложение 1).
6) Если гимназия не смогла связаться с законным представителем школьнообязанного ученика, чтобы договориться о времени проведения развивающей беседы или законный представитель дважды не явился в оговоренное время, то омбудсмен (Уполномоченный по защите прав детей МОУ гимназии №15) имеет право при необходимости применение необходимых мер для защиты прав ребенка.
7) В исключительных случаях законный представитель может дать письменное согласие на то, чтобы беседа состоялась без его присутствия (Приложение 2).
9) Если ученик пришел учиться в гимназию в середине учебного года, то по прошествии двух месяцев проводится с учеником внеочередная беседа.
10) Если для ученика и законного представителя это первая развивающая беседа, то классный руководитель предварительно поясняет используемые формы и процедуру проведения развивающей беседы.
11) Классный руководитель и ученик должны подготовиться к развивающей беседе.
12) Ученику необходимо выдать необходимый для развивающей беседы лист самоанализа (Приложение 5) не менее чем за две недели до беседы. Через неделю ученик возвращает заполненный самоанализ учителю. Ко времени проведения беседы классный руководитель должен познакомиться с самоанализом ученика.
13) В 1 классе ученик заполняет лист самоанализа при помощи законного представителя.
14) Ученик с особыми образовательными потребностями заполняет лист самоанализа при помощи законного представителя.
15) Классный руководитель составляет свою программу для корректировки проблемных областей, исходя из самоанализа ученика, итоговых оценок и результатов наблюдения за учеником.
16) Классный руководитель пытается предотвратить проблемы, возникающие в ходе беседы, и создает альтернативы для их решения. Развивающая беседа проводится в условиях, где никто не может помешать беседе.
17) Действующие договоренности классный руководитель сохраняет до конца периода развития. Бывший классный руководитель передает действующие договоренности новому классному руководителю. Новый классный руководитель обязан принять все договоренности, связанные с развитием ученика, до следующей развивающей беседы.
18) Развивающую беседу следует документировать. В ходе беседы заполняется соответствующая форма «Протокол развивающей беседы». (Приложение 3).
19) Ученик, родитель и классный руководитель подтверждают своими подписями протокол развивающей беседы, показывая, что они ясно поняли договоренности. Законный представитель подписью удостоверяет, что у него есть право участвовать в развивающей беседе.
20) Как ученик, так и классный руководитель должны получить копии протокола.
21) Протокол развивающей беседы хранится у классного руководителя в бумажном виде до окончания учеником гимназии.
22) Классный руководитель формирует итоговый отчет о проведенных беседах (Приложение 4).
§ 3. Организация развивающих бесед и ответственность
1) Процесс развивающих бесед координирует и отвечает за его проведение ответственное лицо назначенное директором. Ответственность за выполнение всех процедурных правил несет классный руководитель.
2) О дате проведения развивающей беседы классный руководитель договаривается лично с учеником и родителем не позднее чем за две недели до развивающей беседы.
3) Предложения по изменению процедур и условий возможно сделать между периодом проведения развивающих бесед. Соответствующие предложения следует представить педагогическому совету до начала нового учебного года не позднее 31 мая.
4) У ученика и законного представителя есть право представить апелляцию директору в течение 10 дней после развивающей беседы. Апелляция рассматривается в течение 10 дней.
§ 4. Заключительные положения
1) Порядок проведения развивающих бесед вступает в силу с 1 сентября 2019 года.
Приложение 1 Приглашение для законных представителей.
Уважаемые ............................................................................................................!
Приглашаю Вас на развивающую беседу с ....................................., которая состоится ....................... в каб. №...... МОУ гимназии №15. Развивающая беседа будет проводиться на основании листа самоанализа, заполненного вашим ребенком. При желании перенести время и дату проведения беседы, просьба сообщить об этом по тел. ......................................
Классный руководитель .................................
Родитель ..............................
Приложение 2 Отказ от участия в развивающей беседе.
Я, ........................................................................................, законный представитель/опекун ученика …… класса ………………………………………………………………….. , отказываюсь от присутствия на развивающей беседе, которая состоится с моим ……………………. ………………………….. сыном/дочерью дата по причине …………………………………………………………………………………………………. Дата .................................
Подпись законного представителя/опекуна ..............................
Приложение 3 Протокол развивающей беседы.
Протокол развивающей беседы. |
Место проведения и дата | |
Начало | |
Конец | |
Участники |
Ученик | |
Учитель | |
Родитель | |
Участвующие лица | |
Соглашение дальнейший процесс обучения и развития цели |
|
Подписи Учитель: Ученик: Родитель | |
Приложение 4 Отчет
ОТЧЕТ ПРОВЕДЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ БЕСЕДЫ
Класс ............. Классный руководитель .....................................
В течение ................................. учебного года в классе обучалось ….. учеников.
В течение учебного года проведены.................. развивающих бесед, в которых приняли участие .................... родителей.
Развивающая беседа не проведена с .............. учащимися по причинам ................................. Принятые меры……………………..