Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Ласточка»
Выступление
из опыта работы на районной методической неделе
для педагогов дошкольных учреждений
Тема:
«Реализация деятельности детско-взрослых сообществ в ДОО, как важное условие для сотрудничества с семьями воспитанников»
Автор: Каржаневская О.В.,
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №18»
Каменский район
2024
Сегодня проблема семьи и семейных взаимоотношений всё больше волнует не только каждую семью в отдельности, образовательные учреждения, но и государство в целом. 2024 год назван Президентом Годом семьи, и целью, принятой государственной семейной политикой является «Обеспечение государством необходимых условий для реализации семьёй её функций, повышения качества жизни семьи».
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
Одним из подходов к построению моделей нашего ДОУ, дающего возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, творческого, компетентного, культурного, является организация детско-взрослых сообществ, творческих объединений, в которые входят дети, родители и педагоги.
Создание детско-родительских творческих объединений способствует реализации большого спектра задач, в том числе задач духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников, в частности - понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
Почему все-таки детско-родительские творческие объединения?? Это - совместная творческая деятельность взрослых и детей, это пространство для общения и взаимодействия, обмена опытом семейного воспитания и знаниями, традициями, принятыми в семье, место творческих встреч детей и их родителей.
Сама творческая атмосфера встреч побуждает раскрыться, поделиться своими знаниями и учиться у других, а так же познать своего ребенка, его способности, дает возможность гордиться им.
Что может служить для такого сближения? Только сам ребенок. Сотворчество родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.
Педагог, со своей стороны, показывает возможности ребенка в усвоении знаний, умений общаться с взрослыми и детьми, проявлять свои чувства, какие достижения или трудности имеются у конкретного ребенка, пути их исправления.
Мы стараемся сделать отношения с родителями конструктивными, оказывать им поддержку и помощь. А главное, сформировать у родителей потребность в посещении семейных творческих объединений совместно с ребенком, потребность участия в воспитании ребенка совместно с детским садом.
Данную форму работы с семьями воспитанников можно отнести к нетрадиционной познавательно - досуговой форме организации взаимоотношений педагогов и родителей. Конечной целью создания и развития детско-взрослых сообществ в ДОУ является переход к новой образовательной социальной модели «Ребенок — родители-педагог».
В ДОУ разработан и реализуется проект «Лестница доверия – шесть шагов к успеху», одним из направлений которого является деятельность данных творческих объединений.
Направления деятельности различные, исходят из запросов родителей и детей.
Каждое объединение имеет план работы, ответственного педагога.
Встречи с родителями и детьми проводятся 1-2 раза в месяц, а также в зависимости от потребностей в знаниях и умениях, от интереса участников. Посетить ТО может любая семья.
За 1-2 недели до встречи в ДОУ готовится информационное пространство: вывешиваются афиши, буклеты, раздаются пригласительные билеты. В группе готовятся материалы, необходимые для работы, подбирается музыкальное сопровождение. Идеи для каждой новой встречи подсказывают родители. Они оказались весьма интересными и разнообразными.
Заседания участников проходят : живо, шумно, обсуждаются проблемы, успехи, обосновывается актуальность, предлагаются варианты решений, разрабатывается план проведения досугов, развлечений, обсуждается сценарий, проходят репетиции.
В каждом ТО имеются лидеры, генераторы и воплотители идей.
В качестве примера остановлюсь на некоторых сообществах.
В Семейной гостиной решаются задачи нравственно-патриотической направленности, приобщения к культуре родного города, края, любви к дому, семье. На заседаниях проводятся практические занятия из цикла «Мой родной край», «Природа нашего города», «Вот моя улица», изготавливаются обереги для семьи, выпускаются семейные газеты, демонстрируются слайдовые презентации, проводятся совместные экскурсии.
В Мастерской для умняшек родители и дети делятся семейными рецептами, традициями, видеороликами, составляют интересные маршруты для активного образа жизни. Так же в рамках заседания такого сообщества родители вместе с детьми изготавливают и мастерят изделия по разным направлениям детской деятельности: познавательной, художественно-эстетической, игровой.
Так участниками были изготовлены атрибуты для проведения праздников и занятий, сюжетно-ролевых игр, центров экспериментирования, украшения для группы, ангелочки и цветовые композиции для акций по ПДД, поделки в рамках конкурсов по патриотическому воспитанию. В процессе такой работы родители и дети овладевают навыками и умениями что - то мастерить вместе, сообща и радоваться продуктам своего совместного труда.
В рамках работы Школы мам и пап, дети с родителями имеют возможность проявить себя в совместной непосредственно образовательной деятельности, в игровой деятельности, развлечениях и постановках, образовательных событиях по ЗОЖ.
Самыми яркими событиями стали:
Игровое путешествие «Рядом с мамой»,
Образовательное событие «Азбука здоровья», «Юные патриоты», «Самая красивая мамочка моя»,
Флешмоб «Мир вашему дому».
Итоговые мероприятия в конце года каждое ТО демонстрирует для всего детского сада. Это мастер-классы, праздники, родительские баталии.
Наиболее популярными стали:
шоу талантов Синяя птица,
литературно-музыкальный вечер поэзии,
кулинарный поединок,
шахматные турниры,
золотая маска,
осенний кросс,
ярмарка на Масленицу.
Каждое мероприятие приносит массу положительных эмоций, дает возможность проявить себя в той или иной деятельности, а самое главное сплотить три главных сообщества: детей, родителей и педагогов.
Чего же удалось достичь и выполнить?
• активную включенность родителей в воспитательно-образовательный процесс, высокую степень доверия к педагогам и специалистам ДОУ;
• приобретения родителями необходимых знаний и воспитательные умений для полноценного общения с детьми;
• изменились родительские установки, повышение степени уверенности в своих педагогических возможностях;
• усовершенствовалось единое образовательное пространство ДОУ и семьи.
Самое главное для современных родителей, это бесплатная основа, встречи в свободное время, сейчас очень много мамочек находятся дома и могут прийти в детский сад в удобное время.
Перспективы развития планируются после каждой встречи в Творческих объединениях, намечаются пути усовершенствования и улучшения системной работы в данных направлениях. В скором времени планируется открыть Клуб семейного чтения во исполнении Письма Минобрнауки Алтайского края.
Работа ТО - это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической информации, установление разноуровневых детско-взрослых взаимоотношений , создание и развитие дружеских взаимосвязей с единомышленниками и что немаловажно повышения качества образования в ДОУ.
В заключении хочется отметить, что хорошо налаженное и организованное взаимодействие ДОУ и семьи даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности ребенка, укрепить фундамент доверия и сотрудничества , закрепить полученный багаж знаний и умений в воспитании и образовании дошкольника.
Спасибо, всем творчества и вдохновения!!!