СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с ЗПР".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психофизиологические особенности учеников, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения детей  неодинаковых условий эффективного обучения. Что же такое дифференцированное обучение?

Просмотр содержимого документа
«Статья "Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с ЗПР".»

Реализация дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ЗПР

Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса с детьми с ЗПР является принцип дифференцированного подхода.

Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения. В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного принципа, поскольку сама проблема дифференцированного подхода в обучении носит творческий характер.

Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения.

Психофизиологические особенности учеников, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения детей   неодинаковых условий эффективного обучения. Что же такое дифференцированное обучение? Это посильное задания, упражнения, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений и навыков и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач. Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных учеников не одинаков. Главная задача педагога – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.

Необходимость реализации дифференцированного подхода в обучении детей с ЗПР связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех школьников целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка. Необходимо реализовать потенциальные возможности каждого ребенка, в том числе и «особенного», обеспечить полноценное развитие его личности.

Дети с задержкой психического развития требуют особой формы учебной деятельности. Это обусловлено тем, что для детей с ЗПР с нарушениями познавательной деятельности характерна повышенная истощаемость, что не позволяет интенсифицировать учебный процесс. Присущие детям дефекты памяти требуют использования специальных приемов, способствующих лучшему запечатлению и направленному воспроизведению приобретаемых знаний. Значительного времени требует развитие мышления и речи. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала.

Коррекционные занятия с учетом дифференцированного подхода отличаются рядом особенностей:

  • обязательное создание доброжелательной атмосферы, не допускающей критики и упреков, закреплении ситуации успеха;

  • усиление роли практической направленности изучаемого материала (процесс получения знаний основан на выполнении определенных действий, все знания, полученные на занятиях сразу закрепляются в деятельности);

  • опора на жизненный опыт ребенка;

  • постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка, поощрение любой инициативы в деятельности;

  • соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности (каждый материал на занятии рассматривается с точки зрения необходимости для ребенка и в дальнейшем закрепляется в опыте самого ребенка);

  • опора на сохранные функции анализаторов при изучении нового материала (с учетом нейропсихологии);

  • обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности.

К каждому ребенку требования предъявляются с учетом его актуального уровня развития и зоны ближайшего развития, уровнем нейропсихологического развития (например, если одному ребенку достаточно словесной инструкции, то другой нуждается в сопроводительном показе, или иногда для конкретного ребенка заканчивается занятие раньше запланированного, если заметно, что ребенок сильно утомлен).

На каждом уроке материал подбирается с учетом особенностей детей и распределяется так, чтобы постоянно была опора на все группы анализаторов и материал для перцептивных действий, должны подбираться материалы с разным уровнем сложности (контурные изображения для раскрашивания, наложенные изображения с 2, 3 или 4 предметами, шнуровка с разными по величине и количеству отверстий, наборы для группировки с разным количеством групп предметов или с разным количеством предметов и т. д.).

Дифференцированный подход к обучающемуся с задержкой психического развития на уроке осуществляется за счет:

• дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;

• индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;

• введения специальных видов помощи, а именно:

- зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,

- речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах - дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);

- совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;

- введение элементов программированного обучения и т. д.

Такой подход к занятиям позволяет поддерживать стойкий познавательный интерес у детей и повышает результативность коррекции.

Нельзя не сказать и о том, что при реализации дифференцированного подхода воспитывается у детей толерантность. Эти дети имеют определенные трудности в обучении, поведении:

  • отсутствие у детей положительного эмоционального и социального опыта общения;

  • наличие у учащихся функциональных и соматических расстройств здоровья;

  • недостаточное развитие речи (трудности в построении вопросов, просьб, ответов);

  • затруднение в анализе полученной информации, ее использовании;

  • низкая социальная адаптация и неадекватная самооценка учащихся.

Важно их правильно замотивировать и организовать на различные виды деятельности. Какие же формы и методы НЕОБХОДИМО применять для реализации этой задачи? Вот основные:

  • работа в диалоге (работа в паре, в группе);

  • использование на уроках естественных ситуаций или создание их искусственно для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений (отношение к учению, труду, дружбе, поступкам, отметкам);

  • организация совместных дел, позволяющих ребятам предъявить себя друг другу с лучшей стороны, продемонстрировать свои способности, увлечения спортом, техникой, компьютерными программами, танцами;

  • использование игровой технологии (содержание игр обращает внимание детей на нравственную сторону взаимоотношений);

  • знакомство детей с такими художественными произведениями, которые помогут выработать у детей чувство сопереживания, сострадания, сформировать определенные нравственные позиции;

  • личный пример учителя;

  • создание коррекционно-развивающей среды в школе, в классе и дома;

  • вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочную деятельность для развития индивидуальных способностей;

  • анализ жизненных ситуаций;

  • совместные внеклассные мероприятия детей и родителей (в соответствии с планом воспитательной работы).

Как мне, учителю, реализовать это на практике? Приведу примеры:

1.Эмоциональная мотивация. От положительного эмоционального настроя зависит день. На уроках создание ситуации успеха. Живая повседневная жизнь школы полна событиями. События, вокруг которых вращается весь школьный мир, лежат в основе воспитательных программ школы.

2. Систематическая словарная работа дает возможность повысить уровень самостоятельности и творческой активности учащихся, развивать умение пользоваться словарями, справочной литературой воспитывать уважение к одноклассникам, чуткость и терпимость к другим сверстникам и их мнению.

3. А создание в обучении проблемной ситуации позволяет добиться следующих результатов: осознания учащимися социальной, практической, личностной значимости учебного материала; умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения, отстаивать свою точку зрения; мотивации саморазвития личности, развивать навыки учебного сотрудничества.

4. Работу с текстом рассматривать не только как важнейшее задание обучающего характера и эффективный способ проверки знаний учащихся, но и как средство формирования мировоззрения, жизненной позиции школьников, развития их морально-нравственных качеств, способности выражать и защищать свою точку зрения через слово, противостоять негативным воздействиям окружающей речевой среды, среды "антикультуры".

Очень важную роль в формировании толерантных отношений играют родители. Проведение бесед, круглых столов, собраний, консультаций: «Как помочь ребенку наладить взаимоотношения в классе»; «Как помочь ребенку стать увереннее»; «Как помочь ребенку в выборе друзей»; тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?».

Ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятая в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность. Поскольку толерантность – нравственное качество, которое не возникает на пустом месте и не является врожденным, оно может никогда не появиться, если не будет его целенаправленного развития.

Гибкая организация учебно-воспитательного процесса, сочетающего методику скрытого воздействия, создание проблемных ситуаций, подбор дидактического материала, использование системно-деятельностного подхода способствуют воспитанию нравственных качеств человека, становлению личности гражданина России.

Ребёнок должен чувствовать себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, высказывать чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке. Прием «Добрые слова»: детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.). Прием «Сочини конец истории»: детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

Таким образом, дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей являются условием максимально возможной корректировки нарушений в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире.