"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"
Бернард Шоу
“ Великая цель образования - это не знания, а действия”
Герберт Спенсер
«Мало знать – надо уметь»
Русская пословица
РАЗВИТИЕ ОБУЧЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Деятельностный подход к организации процесса обучения является отличительной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Китайская мудрость гласит
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Цель деятельностного подхода:
воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- помочь обучающимся в достижении образовательных результатов;
- развитие функционально грамотной личности;
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
- ориентацию на развитие личности обучающегося на основе усвоения учебных действий, познания и освоения мира;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.
Традиционное обучение
Инновационное. Развивающее обучение
1) базируется на принципе доступности;
1) опирается на зону ближайшего развития;
2) обучающийся выступает в роли
объекта ПД;
2) обучающийся действует как субъект
собственной УД;
3) ориентировано на усвоение
определенной суммы знаний;
3) нацелено на усвоение способов познания как
конечной цели учения;
4) развивает обыденное мышление,
эмпирический способ познания;
4) развивает теоретическое мышление и
теоретический способ познания;
5) решая конкретно-практические
задачи, обучающиеся усваивают
частные способы;
5) на первый план выступают учебные задачи,
решая их обучающиеся, усваивают общие
способы умственной деятельности
6) в результате формируется индивид –
человек, способный к исполнительской
деятельности.
6) формируется личность, способная к
самостоятельной творческой деятельности.
Работая с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, необходимо создавать условия для самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся и приобретения ими жизненного опыта, оказывая адресную помощь каждому ребёнку, не избавляя от проблемной ситуации, а помогая её преодолевать.
Наличие у детей познавательного мотива
Выполнение определённых действий для приобретения недостающих знаний
Выявление и освоение способа действия, позволяющего осознанно применять знания
Формирование умения контролировать свои действия
Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
- ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;
- ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
- СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, улаживать разногласия и конфликты, договариваться;
- ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, организовывать свою работу;
- АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, противостоять трудностям, находить новые решения.
Принцип деятельности
Принцип целостности
Принцип непрерывности
заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
предполагает формирование у обучающегося обобщённого, целостного представления о мире.
преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
Принцип вариативности
Принцип психологической комфортности
Принцип минимакса
школа должна предложить ученику содержание образования по максималь-ному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
предполагает развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи.
снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброже-лательной атмосферы.
Принцип творчества
предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников.
Системно-деятельностный подход
Позиция учителя – к классу не с ответом
(готовые знания, умения, навыки) , а с вопросом.
Позиция ученика – за познание мира,
(в специально организованных для этого условиях).