СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация модели наставничества в начальной школе ГБОУ УР «Лицей №14»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация программы наставничества в ГБОУ УР «Лицей №14» производится последовательно по двум направлениям, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов. Внешнее направление образуют психологи образовательной организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества. Внутреннее направление представляют директор ГБОУ УР «Лицей №14», заместитель директора по УВР, обучающиеся и их родители, молодые специалисты, педагоги-стажисты. Реализация программы наставничества в ГБОУ УР «Лицей №14» производится последовательно по двум направлениям, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов. Внешнее направление образуют психологи образовательной организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества. Внутреннее направление представляют директор ГБОУ УР «Лицей №14», заместитель директора по УВР, обучающиеся и их родители, молодые специалисты, педагоги-стажисты.

Просмотр содержимого документа
«Реализация модели наставничества в начальной школе ГБОУ УР «Лицей №14»»



Л.Н. Столбова

Н.А. Калинина

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ГБОУ УР «ЛИЦЕЙ №14»

Реализация программы наставничества в ГБОУ УР «Лицей №14» производится последовательно по двум направлениям, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов. Внешнее направление образуют психологи образовательной организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества. Внутреннее направление представляют директор ГБОУ УР «Лицей №14», заместитель директора по УВР, обучающиеся и их родители, молодые специалисты, педагоги-стажисты.

Согласно методическим рекомендациям по внедрению целевой модели наставничества реализация программы наставничества в образовательных организациях должна включать семь основных этапов [Патрушев 2012: 1].

1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.

2. Формирование базы наставляемых.

3. Формирование базы наставников.

4. Отбор и обучение наставников.

5. Формирование наставнических пар или групп.

6. Организация работы наставнических пар или групп.

7. Завершение наставничества.

Рассмотрим этапы подробнее.

Этап 1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.

Первый этап направлен на создание благоприятных условий для запуска программы наставничества. Его задача – собрать предварительные запросы от потенциальных наставляемых и определить соответствующие этим запросам критерии для поиска наставников. Успех программы будет зависеть от того, насколько точно на первом этапе будут определены цели и задачи программы наставничества, подобрана ответственная за ее реализацию команда.

Этап 2. Формирование базы наставляемых.

Задача этапа заключается в выявлении конкретных проблем обучающихся и педагогов образовательной организации, которые можно решить с помощью наставничества в соответствии с принятыми в организации формами наставничества.

Этап 3. Формирование базы наставников.

Главная задача этапа – поиск потенциальных наставников для формирования базы наставников. Работа включает действия по формированию базы наставников из числа педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы. Результатом этапа является формирование базы наставников. Они могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущих программах этой и иных (по запросу и с разрешения наставников) образовательных организаций.

Этап 4. Отбор и обучение наставников.

Основные задачи данного этапа – выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы, и их подготовку к работе с наставляемыми. Обе задачи решаются с помощью внутренних ресурсов организации. Для отбора наставников необходимо:

– разработать критерии отбора в соответствии с запросами наставляемых; – выбрать из сформированной базы подходящих под эти критерии наставников; – провести собеседование с отобранными наставниками, чтобы выяснить их уровень психологической готовности; – сформировать базу отобранных наставников.

Основные принципы наставника, способствующие организации эффективного сотрудничества и реализации всех задач программы наставничества, могут быть выражены следующим набором категорий.

1. Принятие (не осуждение наставляемого).

2. Умение слушать и слышать.

3. Умение задавать вопросы.

4. Равенство (отношение к наставляемому как к равному).

5. Честность и открытость.

6. Надежность и ответственность.

7. Последовательность.

Этап 5. Формирование пар «наставник – обучаемый (наставляемый)», групп «наставник – наставляемые».

Основная задача этапа – сформировать пары «наставник – наставляемый» либо группы из наставника и нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям. Основные критерии:

– профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых; – у наставнической пары или группы должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно работать в рамках программы наставничества.

Результаты этапа: пара или группа достигла необходимого результата, отношения были завершены качественным образом и проанализированы.

Этап 7. Завершение программы наставничества в образовательной организации.

Основные задачи этапа: подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы в целом в формате личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения лучших наставников. Этап предназначен не только для фиксации результатов, но и для организации комфортного выхода наставника и наставляемого из наставнических отношений с перспективой продолжения цикла – вступления в новый этап отношений, продолжения общения на неформальном уровне, смены ролевых позиций.

В программе наставничества предусмотрены два основных варианта завершения наставнического взаимодействия:

1) запланированное (завершение программы, окончание академического года, достижение целей наставничества и т. д.);

2) незапланированное (смена места проживания, болезнь участника, невозможность уделять наставляемому достаточно времени, межличностные конфликты и т. п.). Подведение итогов программы наставничества в ГБОУ УР «Лицей №14». Подведение итогов программы наставничества в образовательной организации представляет собой общую встречу всех наставников и наставляемых, участвовавших в программе наставничества в образовательной организации. Задачи такой встречи: провести групповую рефлексию, обменяться опытом, вдохновить участников успехами друг друга и обсудить (по возможности) возникшие проблемы. Эта встреча поможет каждому отстраниться от своей личной ситуации, выйти за ее рамки, обогатиться уникальным опытом других участников, почувствовать себя частью наставничества как более масштабного движения [Теплов 2011: 2].

С помощью внедрения наставнических программ в образовательные организации региона можно добиться комплексного улучшения образовательных результатов. А также, что немаловажно на межличностном и социальном уровнях, таким образом можно сформировать устойчивые пути взаимодействия между отдельными поколениями и чувство сопричастности к жизни и развитию образовательной организации и региона.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Патрушев А. Наставничество сегодня – необходимая мера или ненужное излишество? // Управление развитием персонала. – 2012. - № 1. С. 26-30.

2. Теплов А.О. Методы оценки эффективности наставничества // Государственное управление. Электронный вестник - 2011. - № 28. – [Электронныйресурс]http://ejournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2011/vipusk__28._sentjabr_2011_g./problemi_ upravlenija_teorija_i_praktika/teplov.pdf (дата обращения 10.10.2022).

3. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. - [Электронныйресурс]- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ - (дата обращения 10.10.2022).

Сведения об авторах

Столбова Лилия Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Калинина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики "Лицей № 14", находящееся по адресу: г. Ижевск, ул. 15-я, д. 51.

Конт.тел. 8(904)318-45-70 Эл.адрес: [email protected]