СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация программы духовно-нравственного воспитания на базе МКОУ Мастюгинская ООШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад о реализации программы духовно-нравственноговоспитания учащихся в МКОУ Мастюгинская ООШ.

Просмотр содержимого документа
«Реализация программы духовно-нравственного воспитания на базе МКОУ Мастюгинская ООШ»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Мастюгинская основная общеобразовательная школа



Доклад на тему:


«Реализация программы духовно-нравственного воспитания на базе

МКОУ Мастюгинская ООШ»








Директор МКОУ Мастюгинская ООШ

Л.И. Деревщикова

29.08.2018г











Здравствуйте уважаемые коллеги.


Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и среднего общего образования является частью основной образовательной программы.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, через формирование личностной, семейной и социальной культуры.

Задачи:

-Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

-Формирование способностей к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

-Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

-Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным и религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;

-Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

-Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

-Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.


Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предполагает формирование способности к духовному развитию, реа­лизации творческого потенциала в учебно-игровой, предмет­но-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не­прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции, способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека.

Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.

Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).







Для решения воспитательных задач педагоги вместе с родителями обращаются к содержанию:

-общеобразовательных дисциплин;

-произведений искусства;

-периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

-духовной культуры и фольклора народов России;

-истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

-жизненного опыта своих родителей и прародителей;

-общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных культурных практик;

-другие источников информации и научного знания.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания.

-Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, доверие к людям.

-Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувства долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедования, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

-Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

-Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни.

-Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся лежат следующие принципы:

Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который является собой высшей целью стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другим значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной деятельности. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу. (Что есть Отечество? Семья? Милосердие? Закон? Честь?) Понимание – этот ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.


В рамках реализации программы мы применяем формы работы:

-экскурсии в музеи,

-исследовательские работы, проекты,

- уроки краеведения,

-творческие проекты, конкурсы рисунков, коллажей

- акции

-фотовыставки

- прогулки, туристические походы

-школьный праздник

-выставки семейного творчества,

-участие в эстетическом оформлении кабинета к мероприятиям, к праздникам

-совместные праздники и проекты, образовательные события


Для реализации теоретических знаний по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в начальном звене

проводятся занятия по « Основам религиозных культур и светской этики» в 4 классе 0,5 часа и внеурочной деятельности «Мир, который мы познаем» по 1 часу в классе-комплекте с 1 по 4 классы.

В среднем звене на реализацию данной программы выделено на занятие по «Основам духовно-нравственной культуры народов России»– по 0,5 часа в 5,6 классах, 1 час в неделю кружковой работы «Воронежское краеведение», 7 классных часов в год и общественно-полезная практика.

По данному направлению работают 3 педагога. Все они прошли обучение по программе духовно-нравственного воспитания. Имеется необходимое количество учебной и дополнительной литературы, компакт диски. Классы оборудованы необходимой техникой: ноутбук, проектор, интерактивная доска и т.д.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляются образовательным учреждением, семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающихся. Важным условием успешной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.

Очень важным является участие представителей общественных организаций и объединений, традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы.

Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся заключается в проведении совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в школе.


Проблемы реализации данной программы:

На протяжении последних десятилетий,  к  сожалению, мы растеряли многие духовные ценности. В вечной суете, спешке,  заботах о благополучии и обеспеченности человечеству трудно   прийти в себя, и в нравственной слепоте оно перестает отличать прекрасное от безобразного, вечно ценное от преходящего, сиюминутного. Современный человек сбит с толку и не может образумиться. В настоящее время проблема духовно- нравственного воспитания и развития школьников - одна из актуальных на сегодняшний день проблем. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. В довольно раннем возрасте человек начинает понимать, что мир устроен не так уж разумно и справедливо, видит ложь и лицемерие, жадность и трусость, узнает о войнах, убийствах.

Тем не менее духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром.

В нашей школе мы выделили следующие проблемы:

- малое количество выделенных часов на реализацию программы;

- слабая активность родителей в совместной деятельности;

- частое перемещение священнослужителей при местном храме.