Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Мастюгинская основная общеобразовательная школа
Доклад на тему:
«Реализация программы духовно-нравственного воспитания на базе
МКОУ Мастюгинская ООШ»
Директор МКОУ Мастюгинская ООШ
Л.И. Деревщикова
29.08.2018г
Здравствуйте уважаемые коллеги.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и среднего общего образования является частью основной образовательной программы.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, через формирование личностной, семейной и социальной культуры.
Задачи:
-Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-Формирование способностей к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
-Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
-Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным и религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
-Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
-Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
-Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предполагает формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции, способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека.
Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.
Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).
Для решения воспитательных задач педагоги вместе с родителями обращаются к содержанию:
-общеобразовательных дисциплин;
-произведений искусства;
-периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
-духовной культуры и фольклора народов России;
-истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
-жизненного опыта своих родителей и прародителей;
-общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных культурных практик;
-другие источников информации и научного знания.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания.
-Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, доверие к людям.
-Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувства долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедования, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
-Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
-Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни.
-Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся лежат следующие принципы:
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который является собой высшей целью стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другим значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной деятельности. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу. (Что есть Отечество? Семья? Милосердие? Закон? Честь?) Понимание – этот ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.
В рамках реализации программы мы применяем формы работы:
-экскурсии в музеи,
-исследовательские работы, проекты,
- уроки краеведения,
-творческие проекты, конкурсы рисунков, коллажей
- акции
-фотовыставки
- прогулки, туристические походы
-школьный праздник
-выставки семейного творчества,
-участие в эстетическом оформлении кабинета к мероприятиям, к праздникам
-совместные праздники и проекты, образовательные события
Для реализации теоретических знаний по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в начальном звене
проводятся занятия по « Основам религиозных культур и светской этики» в 4 классе 0,5 часа и внеурочной деятельности «Мир, который мы познаем» по 1 часу в классе-комплекте с 1 по 4 классы.
В среднем звене на реализацию данной программы выделено на занятие по «Основам духовно-нравственной культуры народов России»– по 0,5 часа в 5,6 классах, 1 час в неделю кружковой работы «Воронежское краеведение», 7 классных часов в год и общественно-полезная практика.
По данному направлению работают 3 педагога. Все они прошли обучение по программе духовно-нравственного воспитания. Имеется необходимое количество учебной и дополнительной литературы, компакт диски. Классы оборудованы необходимой техникой: ноутбук, проектор, интерактивная доска и т.д.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляются образовательным учреждением, семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающихся. Важным условием успешной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.
Очень важным является участие представителей общественных организаций и объединений, традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы.
Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся заключается в проведении совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в школе.
Проблемы реализации данной программы:
На протяжении последних десятилетий, к сожалению, мы растеряли многие духовные ценности. В вечной суете, спешке, заботах о благополучии и обеспеченности человечеству трудно прийти в себя, и в нравственной слепоте оно перестает отличать прекрасное от безобразного, вечно ценное от преходящего, сиюминутного. Современный человек сбит с толку и не может образумиться. В настоящее время проблема духовно- нравственного воспитания и развития школьников - одна из актуальных на сегодняшний день проблем. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. В довольно раннем возрасте человек начинает понимать, что мир устроен не так уж разумно и справедливо, видит ложь и лицемерие, жадность и трусость, узнает о войнах, убийствах.
Тем не менее духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром.
В нашей школе мы выделили следующие проблемы:
- малое количество выделенных часов на реализацию программы;
- слабая активность родителей в совместной деятельности;
- частое перемещение священнослужителей при местном храме.