Реализация содержания учебного предмета «Физическая культура» в соответствии с обновленным ФГОС ООО
Селезнева Н.В.
Что такое ФГОС?
ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.
Какие бывают ФГОС? На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами: - ФГОС начального общего образования (1-4 классы), - ФГОС основного общего образования (5-9 классы), - ФГОС среднего общего образования (10-11 классы), - ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Отличие ФГОС первого и второго поколения.
2004 год
- Три компонента:
- Федеральный,
- Региональный,
- Школьный
- Акцент на предметное содержание
2009 год
-Только Федеральный компонент;
- Предметное содержание больше не в центре;
- Усиление воспитательной функции образования;
Отличие ФГОС второго поколения и третьего поколения.
С 2009 по 2012 год
- Акцент на личность ребёнка;
- Развитие универсальных умений.
2021 год
- Конкретизация требований;
- Улучшение всей образовательной системы.
С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ будут вводиться ФГОС третьего поколения.
ФГОС третьего поколения предполагает:
1. Уменьшение объема академических часов и организация обучения в режиме 5-дневной учебной недели.
2. Второй иностранный язык можно не учить, а от патриотического воспитания не убежать. (Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.)
3. Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы .
4. Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России №286 от 31.05. 2021 года "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования«
Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России №287 от 31.05. 2021 года "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Вопросы
- Какие особенности реализации программы по физической культуре появились в связи с введением
обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО?
Примерная рабочая программа по физической культуре начального
общего разработана на 3 ч, а во ФГОС НОО отведено 2 часа. Как быть в этом случае?
Во ФГОС НОО нет обязательного требования ведения физической
культуры в объёме 3- х часов. В связи с эти планируем реализовывать этот предмет в объёме 2- х часов. Но, примерная рабочая программа по
физической культуре НОО, которой бы мы очень хотели воспользоваться, разработана на 3 часа. Можем ли переработать примерную рабочую программу на 2 ч.? Если нет, то какой вариант решения возможен в данной ситуации?
Примерные основные образовательные программы НОО и ООО (проект)
Примерные рабочие программы НОО и ООО
СанПиН
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889
ООО
При разработке рабочей программы по предмету
«Физическая культура» следует учитывать, что
вариативные модули (не менее 1 часа в неделю
ПРП
с 5 по 9 класс) могут быть реализованы во внеурочной деятельности, в том числе в форме сетевого взаимодействия с организациями системы дополнительного образования детей.
При реализации вариантов 1 и 3–6 примерного недельного учебного плана количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час может быть реализован образовательной
ПООП
организацией за счет часов внеурочной
посещения
деятельности и/или за счет
учащимися спортивных секций.
Вопрос касается третьего урока физкультуры. Предполагается, что это время будет отведено н а занятия по обучению игре в шахматы. Пока не
совсем понятно, как это будет, кто этим будет заниматься, откуда возьмётся оборудование. Хотелось бы получить разъяснения.
Это неверно. Игра в шахматы планируется как
внеурочная деятельность, а
третий план
час сверх
физкультуры входит в учебный
недельной нагрузки. К примеру, 1 класс – число учебных часов - 20 – плюс 1 час на третий урок физкультуры.
Информационно-методическое письмо от 15.02.2022 №АЗ – 113/03
Примерные рабочие программы могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве методической основы для разработки педагогическими работниками авторских рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета. В
случае внесения изменений
в примерную в
рабочую программу как
части
ее
содержательного дополнения, так и в части перераспределения содержания между годами изучения указанная программа утрачивает статус
«примерной».
НОО
3 часа за счет части, формируемой участниками
образовательных отношений
3 часа за счет часов внеурочной деятельности
2 часа – изменения ПРП
ООО
3 часа за счет части, формируемой участниками
образовательных отношений
3 часа за счет часов внеурочной деятельности
2 часа – изменения ПРП
Особенности обновленного ФГОС
Приказы № 286 и № 287 от 31 мая 2021
«Об утверждении ФГОС НОО и ООО (соответственно)»
Планируемые результаты
Предметные
Обновленный ФГОС:
1) Сформированность
общих представлений о ФК и спорте…
Действующий ФГОС:
1) Формирование первоначальных
представлений о значении
физической культуры для
укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее
позитивном влиянии на развитие человека (физическое,
интеллектуальное,
эмоциональное, социальное), о
физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и
социализации;
2) Умение использовать
основные гимнастические упражнения для…, в том числе и для подготовки к выполнению нормативов ГТО
3) Умение
взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях, соблюдая правила
Действующий ФГОС:
Обновленный ФГОС:
- Овладение жизненно важными навыками плавания
- овладение умениями организовывать
здоровьесберегающую
- Умение вести наблюдение за своим
жизнедеятельность (режим дня,
утренняя зарядка,
физическим состоянием, величиной нагрузок, показателями
оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
физических качеств
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
- Умение применять правила безопасности при выполнении
величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.),
физических упражнений и различных форм
показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
двигательной
координации, гибкости).
активности
Детализация требований к личностным результатам
Обновленный ФГОС:
Действующий ФГОС:
Группы личностных
«Личностные результаты должны отражать:
результатов (по направлениям воспитательной работы):
1) формирование основ российской гражданской
идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
1. Патриотическое воспитание
(4) 2. Гражданское воспитание
осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; …
(8)
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ
- Духовно- нравственное воспитание (3)
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
- Эстетическое воспитание (3)
- Воспитание ценности
результат, бережному отношению к материальным и духовным
научного познания (3)
ценностям.
- Физическое воспитание. Формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия (5) 7. Трудовое
воспитание (5)
8. Экологическое воспитание
(5) … Всего = 36 конкретных формулировок личностных результатов
Детализация требований к метапредметным результатам
Обновленный ФГОС:
- Овладение универсальными учебными познавательными действиями
- Базовые логические действия (НОО
- Базовые логические действия (НОО
– 5, ООО – 6)
- Базовые исследовательские
- Базовые исследовательские
действия (НОО – 6, ООО - 4)
- Работа с информацией (НОО – 6,
- Работа с информацией (НОО – 6,
ООО – 5)
- Овладение универсальными учебными
коммуникативными действиями
- Общение (НОО – 8, ООО - 6) 2.2.
- Общение (НОО – 8, ООО - 6) 2.2.
Совместная деятельность (НОО – 4, ООО
- 4)
- Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация (НОО – 2, ООО -
- Самоорганизация (НОО – 2, ООО -
2) 3.2. Самоконтроль (НОО – 2, ООО - 3) Всего = 33/30 конкретных результатов
Действующий ФГОС:
«Метапредметные
результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования
должны отражать: Всего = 16 метапредметных результатов
Пояснительная записка к ООП
Содержательный раздел ООП
Рабочие программы педагогов
Ученики с ОВЗ
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
Примерные рабочие программы по физической культуре
Одобрены решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол …. от … г.
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (для 1–4 классов образовательных организаций)
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе составляет 402 ч (три часа в неделю в каждом классе):
1 класс — 96 ч; 2 класс — 102 ч;
3 класс — 102 ч; 4 класс — 102 ч.
Содержание
модуля
«Прикладно-
ориентированная физическая культура», обеспечивается Примерными программами по видам спорта, которые рекомендуются Министерством просвещения РФ
Воспитывающее значение учебного предмета:
- приобщение обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России;
- формирование интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- осознание роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга.
В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности.
Тематическое планирование
Классы
1
Знания о ФК
2
2
Способы самостоятельной
2
3
деятельности
2
Физическое совершенствование
92
4
3
6
Оздоровительная ФК
3
94
2
4
Спортивно- оздоровительная ФК
95
2
5
Гимнастика
71
95
2
68
Лыжная подготовка
2
69
Легкая атлетика
69
Подвижные и спортивные игры
Плавание
X
Прикладно- ориентированная ФК
X
18
24
24
24
ФГОС НОО:
Реализация модуля
«Плавание» – при наличии условий (бассейна)
… При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов , являющихся учебно-
методическими
материалами программы,
(мультимедийные
электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные
лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов).
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (для 5–9 классов образовательных организаций)
Воспитывающее значение Примерной рабочей программы заключается в содействии активной социализации школьников на основе осмысления и понимания роли и значения мирового и российского олимпийского движения, приобщения к их культурным ценностям, истории и современному развитию. В число практических результатов данного направления входит формирование положительных навыков и умений в общении и взаимодействии со сверстниками и учителями физической культуры, организации совместной учебной и консультативной деятельности.
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей личностно значимого смысла, содержание Примерной рабочей программы представляется системой модулей, которые входят структурными компонентами в раздел
«Физическое совершенствование».
Инвариантные
модули включают в
себя содержание базовых видов спорта: гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды спорта (на примере лыжной подготовки), спортивные игры, плавание.
С учетом климатических
условий
лыжная подготовка может быть заменена либо другим зимним видом спорта, либо видом спорта из Перечня Примерных модульных программ по физической культуре, рекомендованных Министерством просвещением Российской Федерации
Вариативные модули объединены в Примерной рабочей программе модулем
«Спорт», содержание
которого
разрабатывается образовательной организацией на основе Примерных модульных программ по физической культуре для общеобразовательных организаций, рекомендуемых Министерством просвещения Российской Федерации.
объём часов, отведённых на изучение учебной дисциплины «Физическая культура» в основной школе составляет 510 часов (три часа в неделю в каждом классе). На модульный блок «Базовая физическая подготовка» отводится 150 часов из общего объёма (один час в неделю в каждом классе).
при разработке рабочей программы по предмету
«Физическая культура» следует учитывать, что вариативные модули (не менее 1 часа в неделю с 5 по 9 класс) могут быть реализованы во внеурочной деятельности , в том числе в форме сетевого взаимодействия с организациями системы дополнительного образования детей.
Тематическое планирование
Классы
Знания о ФК
5
6
3
Способы самостоятельной деятельности
Физическое совершенствование
3
7
5
8
3
5
66
Физкультурно- оздоровительная деят- ть
64
5
3
9
Спортивно- оздоровительная деят- ть
64
3
5
Гимнастика
5
64
Зимние виды спорта
64
Легкая атлетика
Спортивные игры (ф/б, в/б, б/б)
Плавание
X
Спорт
X
30
X
30
30
30
30
При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности
использования
электронных
(цифровых)
образовательных
ресурсов ,
являющихся учебно-
методическими
материалами
программы,
(мультимедийные
электронные учебники и
задачники,
электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов).
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано. --Вариативность. --Появление нового понятия «функциональная грамотность»
Краткие выводы. ---Проект нового ФГОС вступит в силу 1 сентября 2022 года. ---Обновленные стандарты коснутся детей, которые пойдут в первые и пятые классы в сентябре 2022 года. ---Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни. ---Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ