Нет сомнения, что родители желают, чтобы их ребенок учился хорошо, легко, с увлечением и радостью осваивал школьную программу. Всё это возможно, при условии: ребенок готов к школе и не имеет проблем в развитии.
РЕЧЕВАЯ готовность к школьному обучению:
Владение чётким произношением всех звуков русского языка.
Если имеются дефекты (отсутствие звука, его искажение или замена), то ещё не поздно их устранить.
Важно! Умение слышать и выделять звуки в слове (первый, гласный, последний), различать звуки на слух. Это умение - залог успеха овладения грамотным письмом!
Анализируйте схожие по звучанию слова (дом-том-ком, мышка-мишка).
Умение произносить слова со сложной слоговой структурой (светофор, аквариум, сковорода, регулировщик…).
Разносторонне развитый словарный запас.
Формируйте пространственные и временные понятия (лево – право, спереди – сзади, вчера – сегодня – завтра, части суток, времена года), а также беседуйте с ребёнком на разные темы (быта, окружающего мира), загадывайте загадки, объясняйте пословицы и устойчивые выражения (несолоно хлебавши, остаться с носом и др.)
Сформированность грамматического строя речи:
словоизменение : по числам ( ухо-уши, ), падежам (стульев, к стульям), лицам (бегу, бежит, бегут)
словообразование: пень – пенёк, варенье из вишни – вишнёвое, дрессирует зверей – дрессировщик, берлога медведя – медвежья…
согласование слов (в числе, роде, падеже): красивая шляпа, красивый шарф, красивое пальто
построение предложений различной сложности, употребление предлогов – уточняйте их значения (за, из-за, над, под, из-под, между и др.)
Наличие навыка чтения
Предпосылкой успешного овладения навыком чтения является умение пересказывать (сказку, рассказ) и рассказывать (о семье, о событии, по сюжетной картинке, по последовательным картинкам).
Развитость мелкой моторики рук.
“Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”. В.А.Сухомлинский
Вам это поможет: рисование по точкам, по клеточкам, обведение шаблонов, штриховка параллельными линиями, «Шнуровки», «Мозаика», пазлы, игры с мелкими предметами (бусинами, конструктор), пальчиковые игры, лепка.
ДЕСЯТЬ заповедей для мамы и папы первоклассника:
1. Начинайте «забывать» о том, что Ваш ребенок маленький.
Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе…»
2. Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные (сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Не отказывайте детям в общении, дефицит общения – один из самых главных пороков семейной педагогики.
3.Занимайтесь на прогулке, в магазине, по дороге домой, во время уборки и приготовления ужина! Обязательно читайте!
4. Не ругайтесь, а тем более не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствии посторонних.
5. Научите ребёнка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации. Постарайтесь разобрать объективно: не считайте всегда правым своего ребёнка и не правым другого или наоборот.
6. Чаще разговаривайте с ребенком. Развитие речи – залог хорошей учебы. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно.
7. Отвечайте на каждый вопрос.
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.
9. Чаще хвалите вашего ребенка. Хвалите словом, улыбкой, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки, сладостей или денежных вознаграждений.
10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, предложите альтернативный вариант.
Если Ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить», необходимо обратиться к логопеду:
Успехов Вам!!!
МБОУ «СОШ № 2 им. А.И.Исаевой»
Советы логопеда